Аннотация
Автор статьи обращается к категории научной парадигмы, введенной Т. Куном, систематизирует и обобщает основные положения работ отечественных и зарубежных ученых, выявляет наиболее общие тенденции в понимании парадигмы в современном гуманитарном знании и, в частности, в лингвистике. Показано, что категория парадигмы по-прежнему популярна, но претерпела некоторые изменения. Представленный обзор позволяет утверждать, что категоричность в толковании парадигм как несовместимых моделей постановки исследовательских проблем и способов их решить сменяется более гибкими утверждениями о большей или меньшей актуальности той или иной парадигмы в текущий период. Отмечается, что ученые признают возможность возврата к старым проблемам и решения их на более высоком уровне, обращают внимание на формирование своего рода универсальной парадигмы, объединяющей разные направления и углы зрения в исследовании языка. Автор характеризует парадигмальные споры в западной научной методологии как выстраиваемые на основе разных философских подходов к знанию (принятия или отрицания возможности постичь объективную истину). Показано, что результатом методологического компромисса в западных исследованиях стали принцип совместимости, концепция смешанных методов и сочетание количественных и качественных методик в гуманитарных науках, в том числе, лингвистике.