Аннотация
Статья посвящена разработке проблемы периодизации всеобщей истории в советском обществоведении 1920-х годов. Рассмотрены различные варианты периодизации, существовавшие в учебно-методической литературе по данной дисциплине в указанный период. Отмечается, что советские обществоведы отказались от традиционного деления истории на Древность, Средневековье и Новое время и ввели новый подход к периодизации всеобщей истории: первобытность (включавшая в разных вариантах одну или две формации), феодализм, торговый капитализм и промышленный капитализм. Выявлена методологическая основа данного подхода, связанная с трудами К. Маркса, Э. Мейера и М. Н. Покровского. Предложена гипотеза, согласно которой такой подход ко всемирной истории означал признание советскими обществоведами нелинейного характера исторического процесса и наделение исторического времени содержательными, классовыми, характеристиками. Автор статьи считает, что данные процессы в советском обществоведении соответствовали «темпоральному повороту» в европейской мысли первой трети ХХ века, характеризовавшемуся рассмотрением времени как процесса, имеющего смысловое наполнение и зависящего от субъекта. Отмечено, что, несмотря на возвращение в 1930-е годы к использованию терминов Древность, Средневековье и Новое время , эта периодизация уже включала в себя представление о классовом характере исторического времени, сохранявшееся в советской науке до конца существования СССР.