Аннотация
Исследование выполнено в рамках поэтологического направления современной лингвистики текста и текстоведения. Рассматривается гармония в статусе нового признака текста (и художественного, и поэтического). Поэтическая гармония понимается как эстетический, функционально-денотативный, семантический, смысловой, формально-содержательный и системно-структурный центр поэтического текста. Охарактеризованы регулярные понятийные отношения поэтической гармонии с другими текстовыми признаками. Такие признаки текста, как системность, структурность, функциональность и др. (категориальные, дифференциальные и дополнительные), интерпретируются автором статьи как результат действия основных свойств гармонии: твердый порядок, соразмерность, стройность, совершенство, красота, истина, добро, стремление к Абсолюту и др. Утверждается, что при соотнесении категории «поэтическая гармония» с известными текстовыми признаками выстраиваются понятийные оппозиции расширенного типа: в отношениях пересекаемости оказываются различные аспекты данных понятий и соответствующих обозначений. Кроме формально-содержательных и функциональных парадигматических аспектов, учитываются также этико-эстетические, перфекционистские, энергийные и другие стороны данных феноменов. Доказывается, что генеральный признак поэтического текста «самоорганизованность» вступает с понятием «гармония» в отношения тождества с элементами партитивности. Сделан вывод о том, что поэтическая гармония в системе признаков поэтического текста оказывается организующим, систематизирующим «гравитационным центром».