Тональная норма ответов власти на обращения граждан
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2019-12-108-118
Полный текст:
Аннотация
Текстовая категория тональности рассматривается в аспекте нормативности на материале ответных деловых писем административного содержания. Поднимается вопрос о норме речевой реализации тональности в рамках данного эпистолярного субжанра. Нормативная тональность официальных ответов на обращения граждан формируется на основе констатации позитивных фактов и логизированной эмотивности, выраженной типизированными языковыми средствами и этикетными формулами деловой речи. Новизна исследования связана с рассмотрением ответного делового письма в опоре на инициативное письмо гражданина (в составе текстовой пары писем), а также с определением полевого состава и коммуникативного содержания категории тональности рассматриваемого субжанра. Различаются предметно-понятийный и диалоговый состав текста письма, демонстрируется корректная реализация тональности при позитивном решении конфликта и в более сложной деловой ситуации. Отдельное внимание уделяется тональной дисгармонии в ответах власти на обращения граждан. В статье представлен перечень речевых действий автора ответного письма, побочным следствием которых является нежелательная тональность делового текста (злоупотребление правовыми терминами и цитированием нормативных актов, использование лексем неопределенной семантики, сообщение лишней информации, отсутствие персонификации и др.). Подчеркивается значимость тонально корректного оформления ответного делового письма.
Об авторе
М. А. Ширинкина
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Россия
Просмотров: 277