Аннотация
Представлены результаты сопоставительного анализа женских демонических персонажей, бытующих в мифах и фольклоре народов Западной Сибири. Отмечается, что тотальной ассимиляции и нивелирования особенностей самобытных культур не произошло, несмотря на то, что обрядность и мифы западносибирских народов на протяжении столетий подвергались процессам взаимного влияния, перетекания и адаптации. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения сложившейся картины как в её целостности, так и в отдельных фрагментах. Сообщается, что образ женщины-ведьмы, вредоносной старухи, встречается в мифах и сказках большинства народов, населяющих Западную Сибирь. В статье анализируются этимология имен и атрибутика женских демонических персонажей: Порнэ в мифологии хантов, Парнэ в ненецкой мифологии, Лесной старухи и Албасты у сибирских татар, Бабы-Яги у славян. Особое внимание авторы уделяют общности мифологических мотивов, сходной структуре сказочных сюжетов, возникающих на основе демонических образов феминного типа. Указывается на возможную взаимосвязь данных образов с тотемистическими представлениями, распространенными в древних культурах. Рассматривается вопрос о корреляции вариантов фольклорного сюжета «мальчик и ведьма» с обрядовостью западносибирских народов, в частности, с обрядами рождения, инициации, поклонения огню. Посредством сопоставления традиций соседствующих культур доказывается архетипичность инициационного сценария при сохранении его этнопространственной специфики.