Аннотация
Статья посвящена роли эксперимента в процессе формирования дискурса как лингвистического явления. Объектом исследования выступает дискурс, инициированный крупнейшим австрийским писателем ХХ века Робертом Музилем. Целью исследования является дискурсивный анализ филологических и литературно-критических интерпретаций романа «Человек без свойств», представляющего собой центральный фрагмент «дискурса Музиля». Отмечается, что дискурс Музиля, разворачивающийся во временном континууме продолжительностью в столетие, формируется многочисленными участниками, представляющими различные группы субъектов: литературоведов, писателей, культурологов, психологов и литературных критиков. Особое внимание уделяется биполярности структуры дискурса Музиля как его основной характеристике. Показано, что новое направление развитию дискурса Музиля задал ведущий немецкий критик Марсель Райх-Раницкий. Представлены результаты анализа дискурса Музиля на уровне его содержания, а также на уровнях стратегий и средств реализации. Определены основные стратегии исследуемого фрагмента дискурса - стратегия деконструкции и стратегия консервации, реализуемые в тактике инвективы, тактике позитивной презентации и тактике поддержки. Доказано, что лежащая в основе романа «Человек без свойств» идея эксперимента транспонируется на дискурс Музиля в целом и превращает уже его в объект эксперимента.