Аннотация
Анализ ранней трагедии О. Уайльда «Герцогиня Падуанская» выполнен в свете «философии нереального», комплекса представлений писателя о власти иррационального. Уделяется внимание причинам обращения Уайльда к жанру трагедии, кроющимся и в желании популярности, и в стремлении проявить талант драматурга, и в реализации философско-эстетических принципов. Новизна результатов исследования видится в том, что пьеса, обделенная вниманием отечественных литературоведов, показана как содержательная и идейно значимая. Выполнен обзор работ, изучающих традиции ренессансной трагедии, в том числе шекспировской, романтической. Обосновано положение о формировании принципов «новой» драмы, сочетающихся в «Герцогине Падуанской» с масштабностью философской проблематики античных текстов. Названы темы, которые выявлены в пьесе отечественными и зарубежными литературоведами. Рассмотрены основные элементы сюжета в рамках внешнего и внутреннего конфликтов. Особое внимание уделяется конфликту внутреннему, отражающему философские взгляды Уайльда. Изучение трагедии с позиции «философии нереального» позволило выявить представления Уайльда о насущных вопросах современного ему мира. Доказано, что наиболее значимой для него проблемой является победа прагматизма, рассудочного начала над духовностью.