Аннотация
Статья посвящена исследованию исторической поэтики олонхо вилюйских якутов. Актуальность исследования обусловлена необходимостью в углубленном изучении архаического и позднего слоев якутского героического эпоса по материалам Вилюйской экспедиции 1938 года, с помощью которого можно выявить специфику олонхо Вилюйского региона. Автор статьи приходит к выводу, что материалы этой экспедиции точно отражают особенности рассматриваемой локальной традиции. Выявлен архаический пласт олонхо, для которого характерны ритуальная вставная песня до или после исполнения эпоса, сохранение мифологемы сотворения мира, образа священной березы Аар Кудук Хатынг, менее разработанное описание в эпическом зачине. Установлено, что формирование позднего слоя поэтики олонхо связано с рядом причин, в числе которых следующие: кумулятивность действий персонажей под влиянием сказки; демифологизация; смена героического бытовизацией; отражение негативных последствий развития общества; появление заимствованных слов, названий российских городов, христианских понятий, образов русских девушек, огнедышащего Змея Горыныча, Бабы-яги в результате тесной связи с русскими, их культурой и мировоззрением; появление мотива войны между племенами айыы и абаасы как отражение Великой Отечественной войны; изображение достижений технического прогресса (в частности, парохода); смещение образов; использование образа шамана; введение промежуточной прослойки образов полуайыы и полуабаасы.