Аннотация
Рассматривается деятельность первого в России союза законоучителей средних учебных заведений Нижнего Новгорода (с 1915 года - всех нижегородских законоучителей). Актуальность исследования обусловлена возрождением религиозного образования в современной школе. Новизна исследования состоит в том, что впервые представлен обобщающий анализ работы союза, призванного сплотить преподавателей «Закона Божия», способствовать обмену опытом с целью повышения образовательно-воспитательного значения курса в условиях расширения секуляризации общественного сознания. Показано, что союз провел важную работу по анализу духовной литературы, учебников, учебных программ, примерных уроков. Показано, что недостаток полномочий и авторитета союза лишали его возможности влиять на выбор новых законоучителей, депутатов на экзамены по курсу «Закон Божий», ограничивали его значение в решении проблем религиозно-нравственного воспитания учащихся. Автор пришел к выводу, что союз, став примером для других городов, сыграл определенную роль в осмыслении законоучительской теории и практики для согласования и оптимизации работы законоучителей. Установлено, что в 1917-1918 годы союз предпринимал меры по сохранению института законоучительства в школе.