Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка
Аннотация
Рассматривается роль и функциональное назначение высказываний взрослого в рассказывании истории детьми. Актуальность исследования обусловлена следующим: в теории речевого онтогенеза формирование повествования связывается в большей степени с усвоением детьми языковых средств, совершенствованием синтаксиса и синтаксических конструкций, в то время как современная лингвистика подчеркивает важность другой составляющей — когнитивной и рефлексивной стороны этого процесса, определяющей сюжетную сложность, многослойность и цельность рассказываемой истории. Новизна исследования видится в том, что идея о действии интерактивного компонента в рассказывании истории детьми подтверждается новыми эмпирическими данными и получает теоретическое осмысление на основе когнитивно-дискурсивного подхода, разрабатываемого современной наукой. Предпринята попытка расширить представления о влиянии взрослого на рассказывание ребенком истории, выделить разные формы посреднических действий взрослого в ходе этого процесса. Объясняется понятие интерактивного конверсационного нарратива, который трактуется как один из подвидов конверсационного нарратива. Показано, что посреднические действия взрослого через вопросительные высказывания вмешиваются в мыслительную деятельность ребенка, направляя внимание на структуру эпизодов истории, выделение основных характеристик каждого эпизода в соответствии с логикой действий участников в конкретных эпизодах.
Об авторе
Н. М. ЮрьеваРоссия
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела экспериментальных исследований речи
Москва
Список литературы
1. Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки / К. Ажеж. — Москва : УРСС, 2003. — 304 с.
2. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности / А. Г. Асмолов // А. Н. Леонтьев и современная психология : сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — Москва : Издательство МГУ, 1983. — С. 118—128.
3. Бабенко Л. Г. Связность дискурса: типологический аспект / Л. Г. Бабенко // Филология и культура : материалы II Международной конференции, 12—14 мая 1999 г.
4. Ч. 1. — Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — С. 90.
5. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Французская семиотика : от структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 196—238.
6. Болдырев Н. Н. Антропоцентрическая теория языка. Теоретико-методологические основы / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Вып. 28. Антропоцентрический характер языка. — Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. — С. 20—81.
7. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа / К. Бремон // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 239—246.
8. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. — Москва : Педагогика, 1983. — 365 с.
9. Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики). Вступительная статья / Г. К. Косиков // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 3—48.
10. Красноперова И. А. Когнитивно-лингвистический анализ устойчивых нарративных структур : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.19 / И. А. Красноперова. — Ижевск, 2004. — 22 с.
11. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст) / А. А. Люблинская. — Москва : Просвещение, 1959. — 545 с.
12. Меркулов И. П. Формирование «пропозициональной» парадигмы в античной эпистемологии / И. П. Меркулов // Эволюция. Язык. Познание. — Москва : Языки русской культуры, 2000. — С. 162—220.
13. Очерки по синтаксису связной речи / К. Я. Сигал, З. Н. Бакалова, Н. И. Пушина, Н. М. Юрьева. — Москва : Ключ-С, 2013. — 142 с.
14. Падучева Е. В. Семантические исследования : семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е. В. Падучева. — Москва : Языки славянской культуры, 2010. — 480 с.
15. Сергиенко Е. А. Принципы дифференциации-интеграции и континуальности-дискретности психического развития / Е. А. Сергиенко // Теория развития. Дифференционно-интеграционная парадигма. — Москва : Языки славянских культур, 2009. — С. 131—149.
16. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика : классические теории, новые подходы / Т. Г. Скребцова. — Москва : Издательский Дом ЯСК, 2018. — 392 с.
17. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. — Москва ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 224 с.
18. Субботский Е. В. Строящееся сознание / Е. В. Субботский. — Москва : Смысл, 2007. — 423 с.
19. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима (III—I вв. до н. э.) / С. Л. Утченко. — Москва : Наука, 1977. — 255 с.
20. Фурс Л. А. Взаимодействие когниции и коммуникации: новый подход к анализу / Л. А. Фурс // Когнитивные исследования языка. Вып. 29. Когниция и коммуникация в лингвистических исследованиях. — Москва — Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. — С. 185—190.
21. Шахнарович А. М. Онтогенез мыслеречедеятельности : семантика и текст / А. М. Шахнарович // Филологические науки. — 1998. — № 1. — С. 56—64.
22. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. — Москва : Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
23. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. — Москва : Наследие ММК, 2005. — 798 с.
24. Чуприкова Н. И. Дифференционно-интеграционная теория развития как основа решения проблемы соотношения языка и мышления / Н. И. Чуприкова // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. — Москва : Языки славянской культуры, 2014. — С. 165—190.
25. Юрьева Н. М. Вклад взрослого в порождение устного нарратива детьми-дошкольниками / Н. М. Юрьева // Когнитивные исследования языка. Вып. 33: Когнитивные исследования в гуманитарных науках : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, 17—18 мая 2018. — Москва : Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Принт-Сервис, 2018. — С. 852—855.
26. Юрьева Н. М. Проблемы речевого онтогенеза: производное слово диалог : экспериментальные исследования / Н. М. Юрьева. — Москва : Академия гуманитарных исследований, 2006. — 488 с.
27. Юрьева Н. М. Устное повествование в онтогенезе речи: экспериментальное исследование / Н. М. Юрьева. — Москва: Канцлер, 2020. — 192 с.
28. Bruner J. Life as narrative / J. Bruner // Social research. — 2004. — Vol. 71, № 3. — P. 691—710.
29. Hausendorf H. Patterns of adult — child interaction as a mechanism of discourse acquisition / H. Hausendorf, U. M. Quasthoff // Journal of pragmatics. — 1992. — № 17. — P. 241—259.
30. Hickman М. Discourse organization and the development of reference to person, space and time / М. Hickman // Handbook of child language. (ed. P. Fletcher and B. MacWhinney). — Cambridge: Blackwell, 1995. — P. 194—218.
31. Labow W. Nattative analysis: Oral versions of personal experience / W. Labow, J. Waletzky // Essays on the verbal and visual arts. — Seattle, London : University of Washington Press, 1967. — P. 12—44.
32. Mandler J. M. A code in the node: the use of a story schema in retrieval / J. M. Mandler // Child language. A reader. — New-York: Oxford University Press, 1988. — P. 278—281.
33. Narrative development: Six approaches / M. Bamberg (ed.). — New-York ; London: Routledge, 1997. — 278 p.
34. Quasthoff U. M. Interactive approach to narrative / U. M. Quasthoff // Narrative development: Six approaches. — New York ; London: Routledge, 1997. — P. 51—83.
35. Stein N. L. Children’s concepts of time: the development of a story schema / N. L. Stein, C. G. Glenn // The developmental psychology of time (ed. W. Friedman). — NewYork: Academic Press, 1982. — P. 255—281.
36. Yurieva N. M. Interactive component in Oral Narrative of Preschool Children: on the formulation of hypothesis / N. M. Yurieva // Psycholinguistics. Психолiнгвiстика. Психолингвистика. — 2019. — № 25 (2). — P. 390—406.
Рецензия
Для цитирования:
Юрьева Н.М. Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка. Научный диалог. 2020;1(11):132-152. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-11-132-152
For citation:
Yurieva N.M. Mediating Speech Actions of an Adult in Telling a Story by a Child: Hypothesis about the Interactive Nature of Narration in a Child’s Speech Activity. Nauchnyi dialog. 2020;1(11):132-152. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-11-132-152