Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-11-132-152

Аннотация

Рассматривается роль и функциональное назначение высказываний взрослого в рассказывании истории детьми. Актуальность исследования обусловлена следующим: в  теории речевого онтогенеза формирование повествования связывается в большей степени с  усвоением детьми языковых средств, совершенствованием синтаксиса и синтаксических конструкций, в то время как современная лингвистика подчеркивает важность другой составляющей — когнитивной и рефлексивной стороны этого процесса, определяющей сюжетную сложность, многослойность и цельность рассказываемой истории. Новизна исследования видится в том, что идея о действии интерактивного компонента в рассказывании истории детьми подтверждается новыми эмпирическими данными и получает теоретическое осмысление на основе когнитивно-дискурсивного подхода, разрабатываемого современной наукой. Предпринята попытка расширить представления о влиянии взрослого на рассказывание ребенком истории, выделить разные формы посреднических действий взрослого в ходе этого процесса. Объясняется понятие интерактивного конверсационного нарратива, который трактуется как один из подвидов конверсационного нарратива. Показано, что посреднические действия взрослого через вопросительные высказывания вмешиваются в мыслительную деятельность ребенка, направляя внимание на структуру эпизодов истории, выделение основных характеристик каждого эпизода в соответствии с логикой действий участников в конкретных эпизодах.

Об авторе

Н. М. Юрьева
федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук
Россия

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела экспериментальных исследований речи

Москва



Список литературы

1. Ажеж К. Человек говорящий. Вклад лингвистики в гуманитарные науки / К. Ажеж. — Москва : УРСС, 2003. — 304 с.

2. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности / А. Г. Асмолов // А. Н. Леонтьев и современная психология : сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — Москва : Издательство МГУ, 1983. — С. 118—128.

3. Бабенко Л. Г. Связность дискурса: типологический аспект / Л. Г. Бабенко // Филология и культура : материалы II Международной конференции, 12—14 мая 1999 г.

4. Ч. 1. — Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — С. 90.

5. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов / Р. Барт // Французская семиотика : от структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 196—238.

6. Болдырев Н. Н. Антропоцентрическая теория языка. Теоретико-методологические основы / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Вып. 28. Антропоцентрический характер языка. — Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2017. — С. 20—81.

7. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа / К. Бремон // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 239—246.

8. Выготский Л. С. История развития высших психических функций / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики. — Москва : Педагогика, 1983. — 365 с.

9. Косиков Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики). Вступительная статья / Г. К. Косиков // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 3—48.

10. Красноперова И. А. Когнитивно-лингвистический анализ устойчивых нарративных структур : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.19 / И. А. Красноперова. — Ижевск, 2004. — 22 с.

11. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст) / А. А. Люблинская. — Москва : Просвещение, 1959. — 545 с.

12. Меркулов И. П. Формирование «пропозициональной» парадигмы в античной эпистемологии / И. П. Меркулов // Эволюция. Язык. Познание. — Москва : Языки русской культуры, 2000. — С. 162—220.

13. Очерки по синтаксису связной речи / К. Я. Сигал, З. Н. Бакалова, Н. И. Пушина, Н. М. Юрьева. — Москва : Ключ-С, 2013. — 142 с.

14. Падучева Е. В. Семантические исследования : семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива / Е. В. Падучева. — Москва : Языки славянской культуры, 2010. — 480 с.

15. Сергиенко Е. А. Принципы дифференциации-интеграции и континуальности-дискретности психического развития / Е. А. Сергиенко // Теория развития. Дифференционно-интеграционная парадигма. — Москва : Языки славянских культур, 2009. — С. 131—149.

16. Скребцова Т. Г. Когнитивная лингвистика : классические теории, новые подходы / Т. Г. Скребцова. — Москва : Издательский Дом ЯСК, 2018. — 392 с.

17. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. — Москва ; Воронеж : МОДЭК, 2002. — 224 с.

18. Субботский Е. В. Строящееся сознание / Е. В. Субботский. — Москва : Смысл, 2007. — 423 с.

19. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима (III—I вв. до н. э.) / С. Л. Утченко. — Москва : Наука, 1977. — 255 с.

20. Фурс Л. А. Взаимодействие когниции и коммуникации: новый подход к анализу / Л. А. Фурс // Когнитивные исследования языка. Вып. 29. Когниция и коммуникация в лингвистических исследованиях. — Москва — Тамбов : ТГУ им. Г. Р. Державина, 2008. — С. 185—190.

21. Шахнарович А. М. Онтогенез мыслеречедеятельности : семантика и текст / А. М. Шахнарович // Филологические науки. — 1998. — № 1. — С. 56—64.

22. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. — Москва : Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.

23. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. — Москва : Наследие ММК, 2005. — 798 с.

24. Чуприкова Н. И. Дифференционно-интеграционная теория развития как основа решения проблемы соотношения языка и мышления / Н. И. Чуприкова // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2. — Москва : Языки славянской культуры, 2014. — С. 165—190.

25. Юрьева Н. М. Вклад взрослого в порождение устного нарратива детьми-дошкольниками / Н. М. Юрьева // Когнитивные исследования языка. Вып. 33: Когнитивные исследования в гуманитарных науках : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, 17—18 мая 2018. — Москва : Ин-т языкознания РАН ; Тамбов : Принт-Сервис, 2018. — С. 852—855.

26. Юрьева Н. М. Проблемы речевого онтогенеза: производное слово диалог : экспериментальные исследования / Н. М. Юрьева. — Москва : Академия гуманитарных исследований, 2006. — 488 с.

27. Юрьева Н. М. Устное повествование в онтогенезе речи: экспериментальное исследование / Н. М. Юрьева. — Москва: Канцлер, 2020. — 192 с.

28. Bruner J. Life as narrative / J. Bruner // Social research. — 2004. — Vol. 71, № 3. — P. 691—710.

29. Hausendorf H. Patterns of adult — child interaction as a mechanism of discourse acquisition / H. Hausendorf, U. M. Quasthoff // Journal of pragmatics. — 1992. — № 17. — P. 241—259.

30. Hickman М. Discourse organization and the development of reference to person, space and time / М. Hickman // Handbook of child language. (ed. P. Fletcher and B. MacWhinney). — Cambridge: Blackwell, 1995. — P. 194—218.

31. Labow W. Nattative analysis: Oral versions of personal experience / W. Labow, J. Waletzky // Essays on the verbal and visual arts. — Seattle, London : University of Washington Press, 1967. — P. 12—44.

32. Mandler J. M. A code in the node: the use of a story schema in retrieval / J. M. Mandler // Child language. A reader. — New-York: Oxford University Press, 1988. — P. 278—281.

33. Narrative development: Six approaches / M. Bamberg (ed.). — New-York ; London: Routledge, 1997. — 278 p.

34. Quasthoff U. M. Interactive approach to narrative / U. M. Quasthoff // Narrative development: Six approaches. — New York ; London: Routledge, 1997. — P. 51—83.

35. Stein N. L. Children’s concepts of time: the development of a story schema / N. L. Stein, C. G. Glenn // The developmental psychology of time (ed. W. Friedman). — NewYork: Academic Press, 1982. — P. 255—281.

36. Yurieva N. M. Interactive component in Oral Narrative of Preschool Children: on the formulation of hypothesis / N. M. Yurieva // Psycholinguistics. Психолiнгвiстика. Психолингвистика. — 2019. — № 25 (2). — P. 390—406.


Рецензия

Для цитирования:


Юрьева Н.М. Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком: к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка. Научный диалог. 2020;1(11):132-152. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-11-132-152

For citation:


Yurieva N.M. Mediating Speech Actions of an Adult in Telling a Story by a Child: Hypothesis about the Interactive Nature of Narration in a Child’s Speech Activity. Nauchnyi dialog. 2020;1(11):132-152. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-11-132-152

Просмотров: 413


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)