Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Медиатизация как фактор повышения интереса к современным научно-популярным СМИ (на примере журналов «Наука и жизнь» и «Популярная механика»)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-171-189

Аннотация

Статья посвящена изучению мультимедийных средств, которые используются при размещении контента в онлайн-версиях научно-популярных изданий. Актуальность вопроса обусловлена необходимостью использования в сфере массовых коммуникаций новых конвергентных форм продвижения печатных изданий. Новизна видится в том, что в исследовании впервые описывается процесс мультимедиатизации в научно-популярном сегменте средств массовой информации (СМИ). В работе показано, какую роль играют инструменты мультимедиа в процессе развития современных научно-популярных СМИ. Особое внимание уделяется актуальным проблемам функционирования научно-популярных журналов, возможным путям их решения, а также в этой связи потенциалу мультимедиатизации. Представлен контент-анализ и сравнительное исследование электронной и печатной версий научно-популярных журналов «Наука и жизнь» и «Популярная механика». Поднимается вопрос о том, как средства мультимедиа расширяют возможности продвижения бренда. На основе полученных результатов сформулированы выводы о более эффективном использовании мультимедийных средств в научно-популярных средствах массовой информации. Приводятся определения мультимедиатизации. Предлагается классификация функций мультимедийных элементов в публикациях интернет-СМИ. Доказано, что современные научно-популярные средства массовой информации используют в интернет-версиях не весь спектр мультимедийных элементов, что отрицательно влияет на их популяризацию.

Об авторах

П. Н. Демченко
Санкт-Петербургский горный университет
Россия

Демченко Полина Николаевна - кандидат филологических наук, доцент.
Санкт-Петербург.



И. В. Мальцев
Санкт-Петербургский горный университет
Россия

Мальцев Игорь Викторович - кандидат филологических наук, доцент.
Санкт-Петербург.



Список литературы

1. Амзин А. Новые и экспериментальные форматы [Электронный ресурс] / А. Амзин // Как новые медиа изменили журналистику. — Режим доступа : http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/novy-e-i-e-ksperimental-ny-e-formaty (дата обращения 3.10.2020).

2. Асташева А. Е. Новые форматы СМИ в эпоху интернета / А. Е. Асташева // Массмедиа в постиндустриальную эпоху : сборник научных статей / отв. ред. Е. В. Мартыненко. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2012. — С. 39—47. — ISBN 978-5-209-04444-4.

3. Балашова Ю. Б. Типология научно-популярной прессы начала XX века / Ю. Б. Балашова // Учёные записки Казанского университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2017. — Т. 159, книга 3. — С. 680—690.

4. Ваганов А. Г. Эволюция форм популяризации науки в России : XVIII—XXI вв. / А. Г. Ваганов // Наука. Инновации. Образование. — 2016. — № 3. — С. 64—77.

5. Вартанова Е. Качественным брендам нужно усиливать свое присутствие на рынке [Электронный ресурс] / Е. Вартанова // АМИ. — Режим доступа : https://newsarmenia.am/news/interview/e-vartanova-kachestvennym-brendam-nuzhno-usilivat-svoe-prisutstvie-na-rynke (дата обращения 13.10.2020).

6. Воронцова Т. А. Научно-популярный дискурс в современных российских СМИ (проблемы жанра и стиля) / Т. А. Воронцова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 6. — С. 38—42.

7. Гатов В. Будущее журналистики [Электронный ресурс] / В. Гатов // Как новые медиа изменили журналистику. — Режим доступа : http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/budushhee-zhurnalistiki (дата обращения 23.10.2020).

8. Демченко П. Н. Научно-популярные СМИ : актуальные проблемы и возможные пути их решения / П. Н. Демченко, Е. Н. Каптилова // Трансформация медиасреды в XXI веке : материалы международной научно-практической конференции / ответственный редактор Д. В. Неренц. — Москва : РГГУ, 2019. — С. 200—205.

9. Карпенко И. И. Конвергенция в медиасреде : понятие и типы / И. И. Карпенко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. — 2013. — № 13. — Выпуск 18. — С. 190—194.

10. Кирия И. Что такое мультимедиа? / И. Кирия // Журналистика и конвергенция : почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — С. 13—29.

11. Константинова Е. Г. Популяризация науки на современном российском экране : кризис направления и пути преодоления [Электронный ресурс] / Е. Г. Константинова // Медиаскоп. Выпуск 1. — 2009 г. — Режим доступа : http://www.mediascope.ru/populyarizatsiya-nauki-na-sovremennom-rossiyskom-ekrane-krizis-napravleniya-i-puti-preodoleniya (дата обращения 18.10.2020).

12. Лазаревич Э. А. Научно-популярный журнал как тип издания / Э. А. Лазаревич // Вестник Московского университета. Серия 11 : Журналистика. — 1979. — № 1. — С. 12—20.

13. Лосева Н. Конвергенция : перестройка бизнес-моделей, редакционного пространства и мозгов / Н. Лосева // Журналистика и конвергенция : почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. — Москва : Аспект Пресс, 2010. — С. 69—78.

14. Мультимедийная журналистика : учебник для вузов / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 413 с. — ISBN 978-5-7598-1189-3.

15. Парафонова В. А. Научно-популярные журналы в структуре современных СМИ : типологические и профильные особенности : диссертация … кандидата филологических наук : 10.01.10 / В. А. Парафонова. — Тверь, 2016. — 186 с.

16. Родионова Ю. Д. Соблюдение принципов популяризации в научно-популярных журналах (на примере журнала «Вокруг света») / Ю. Д. Родионова // Современные тенденции развития науки и технологий. — 2016. — № 10. — С. 141—145.

17. Стинс О. Новые медиа / О. Стинс, Д. Ван Фухт // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8 : Литературоведение. Журналистика. — 2008. — Выпуск 7. — С. 98—106.

18. Суворова С. П. Журналистика научная и научно-популярная : особенности предметной области, функций и задач / С. П. Суворова // Вестник Московского университета. Серия 10 : Журналистика. — 2009. — № 6. — С. 14—23.

19. Тендит К. Н. История журналистики : учебное пособие / К. Н. Тендит, Н. В. Шелковникова. — Комсомольск-на-Амуре, 2012. — Ч. 1 — 155 с.

20. Тертычный А. А. Методы популяризации научного знания в современных СМИ / А. А. Тертычный // Информационное поле современной России : практики и эффекты : сборник статей XXI Международной научно-практической конференции. — Казань : Институт массовых коммуникаций и социальных наук КФУ. — 2015. — С. 330—336.

21. Феткуллина Г. А. Мультимедиатизация СМИ в начале XXI века / Г. А. Феткуллина // Вестник РГГУ. Серия : История. Филология. Культурология. Востоковедение. — 2013. — № 12. — С. 179—185.

22. Шестёркина Л. П. Коммуникационная конвергенция журналистики, рекламы и PR / Л. П. Шестёркина // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2013. — № 3. — С. 31—36. о


Рецензия

Для цитирования:


Демченко П.Н., Мальцев И.В. Медиатизация как фактор повышения интереса к современным научно-популярным СМИ (на примере журналов «Наука и жизнь» и «Популярная механика»). Научный диалог. 2021;(3):171-189. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-171-189

For citation:


Demchenko P.N., Maltsev I.V. Mediatization as a Factor in Increasing Interest in Modern Popular Science Media (“Science and Life” and “Popular Mechanics”). Nauchnyi dialog. 2021;(3):171-189. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-171-189

Просмотров: 951


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)