Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Трехкомпонентная система языкового планирования (на материале тувинского, калмыцкого и карельского языков)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-4-97-111

Аннотация

Выполнен обзор существующих подходов к исследованию проблемы языкового планирования. Изучаются особенности реализации его основных аспектов. Сопоставляются определения термина «языковое планирование» в отечественной и зарубежной социолингвистике. Изучается деятельность акторов на макроуровне и микроуровне языкового планирования. Уделяется внимание целям языкового планирования, в число которых входят не только работа над изменениями в сферах использования языка, но и противодействие речевому сдвигу, который в конечном итоге может привести к смерти языка. Языковое планирование рассматривается как совокупность трех основных направлений: статусного планирования, корпусного планирования и планируемого освоения языка. Представлены результаты сопоставительного анализа указанных компонентов в отношении некоторых титульных языков Российской Федерации: тувинского языка, калмыцкого языка и карельского языка. Утверждается, что престижное планирование — основа для успешного языкового прогнозирования. Подчеркивается важность учета как социального, так и политического компонентов в языковом прогнозировании. Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания базы для последующего лингвопрогноза, что невозможно без аналитического оценивания существующей языковой ситуации.

Об авторе

С. В. Кириленко
Институт языкознания, Российская академия наук
Россия

Кириленко Светлана Владимировна - кандидат филологических наук, доцент.

Москва



Список литературы

1. Алпатов В. М. 150 языков и политика 1917—2000 : социолингвистические проблемы СССР и постсоветского пространства / В. М. Алпатов. — Издание 2-е, дополненное. — Москва : Крафт ; ИВ РАН, 2000. — 224 с. — ISBN 5-89282-022-X.

2. Баранова В. В. Языковая ситуация в Калмыкии : социолингвистический очерк / В. В. Баранова // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. — 2009. — Том V, часть 2. — С. 22—41.

3. Биткеева А. Н. Прогнозирование и языковое многообразие в РФ / А. Н. Биткеева, М. Вингендер, В. Ю. Михальченко // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. — 2019. — Т. 18, № 3. — С. 6—23. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.3.1.

4. Боргоякова Т. Г. Тувинский язык в правовом и функциональном измерении [Электронный ресурс] / Т. Г. Боргоякова, А. Н. Биткеева // Новые исследования Тувы. — 2020. — № 1. — С. 50—61. — Режим доступа : https://nit.tuva.asia/nit/article/view/914 (дата обращения 21.10.2020).

5. Дырхеева Г. А. Языковые установки и языковая лояльность носителей малых языков в условиях национально-русского двуязычия (на примере бурят и тувинцев) / Г. А. Дырхеева, Ч. С. Цыбенова // Новые исследования Тувы. — 2020. — № 1. — С. 62—74.

6. Кованова Е. С. Этнокультурная безопасность и проблемы сохранения языка в Калмыкии и Бурятии / Е. С. Кованова, Н. В. Бадмаева, Р. А. Удаев, С. Г. Алексеев // Oriental Studies. — 2019. — № 12 (6). — С. 1096—1106. — DOI: 10.22162/2619-0990-2019-46-6-1096-1106 (дата обращения 21.10.2020).

7. Серээдар Н. М. Тувинский язык как средство общения тувинцев : проблемы и перспективы / Н. М. Серээдар // Новые исследования Тувы. — 2018. — № 1. — С. 4—19. — DOI: 10.25178/nit.2018.1.1.

8. Скачкова И. И. Языковая политика и языковое планирование : определение понятий / И. И. Скачкова // Политическая лингвистика. — 2015. — № 1 (51). — С. 126—131.

9. Цыбенова Ч. С. Современная языковая ситуация в Республике Тыва : социо-психолингвистический аспект : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Ч. С. Цыбенова. — Улан-Удэ, 2013. — 24 с.

10. Цыбенова Ч. С. Социальная характеристика языковой ситуации в Республике Тыва / Ч. С. Цыбенова // Oriental Studies. — 2019. — № 3. — С. 460—477. — DOI: 10.22162/2619-0990-2019-43-3-460–477.

11. Bitkeeva A. N. The role of the Community and language policy in Kalmyk language revitalization initiatives / A. N. Bitkeeva // Indigenous languages across the generations — strengthening families and communities. Arizona State University Center for Indian education. — 2011. — Pp. 321—329.

12. Cooper R. L. Language planning and social change / R. L. Cooper. — Cambridge University Press, 2010. — 216 p. — ISBN 0-521-33359-8.

13. Hornberger N. H. Frameworks and models in language policy and planning / N. H. Hornberger // An Introduction to Language Policy. Theory and method. — Malden, MA : Blackwell Publishing, 2006. — Pp. 24—41.

14. Hornberger N. H. “Slicing the Onion Ethnographically : Layers and Spaces in Multilingual Language Education Policy and Practice.” / N. H. Hornberger, D. C. Johnson // TESOL Quarterly. — 2007. — Vol. 41, № 3. — Pp. 509—532.

15. Ricento T. Unpeeling the onion : Language planning and policy and the ELT pro-fessional / T. Ricento, N. H. Hornberger // TESOL Quarterly. — 1996. — Vol 30. — № (3). — Pp. 401—427.

16. Tollefson J. W. Language planning in education / Kendall A. King, Nancy H. Hornberger (eds.) // Encyclopedia of Language and Education (10 volume set). 2nd Edition. — Springer, 2007. — Volume 1. — ISBN-13 978-0-387-32875-1.


Рецензия

Для цитирования:


Кириленко С.В. Трехкомпонентная система языкового планирования (на материале тувинского, калмыцкого и карельского языков). Научный диалог. 2021;(4):97-111. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-4-97-111

For citation:


Kirilenko S.V. Three-Component System of Language Planning: A Case Study Tuvan, Kalmyk and Karelian. Nauchnyi dialog. 2021;(4):97-111. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-4-97-111

Просмотров: 614


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)