Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Пришвин и Сталин: художественный образ вождя в творчестве писателя

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-4-254-270

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что предметом статьи является еще не рассмотренный в пришвиноведении вопрос о том, кто был реальным прототипом чекиста Сутулова в романе Пришвина «Осударева дорога». Показано, что в отечественной литературе трудно найти художника слова, чье творчество в такой же мере было бы обусловлено влиянием идейно-политического контекста. Новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка показать, как через художественный образ чекиста Сутулова — одного из главных героев романа «Осударева дорога» — Пришвин стремится  отразить идейно-политические установки, характерные особенности поведения, стиль мышления и речи Сталина. Особое внимание уделяется анализу ранее не издававшегося из-за цензурных ограничений 18-томного «Дневника» писателя, который стал доступен для читателя только в постсоветское время. Показано, что через художественный образ Сутулова Пришвин дает свою личностную оценку роли Сталина в развитии государства, стремясь художественно верно и правдиво отобразить характерные черты той атмосферы экономического, политического и духовного сверхнапряжения, в котором жило советское общество в 1930-е годы накануне Великой Отечественной войны.

Об авторах

А. М. Подоксенов
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Россия

Подоксенов Александр Модестович - доктор философских наук, профессор кафедры философии и социальных наук.

Елец



В. А. Телкова
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
Россия

Телкова Валентина Алексеевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, методики его преподавания и документоведения.

Елец



Список литературы

1. Варламов А. Н. Пришвин / А. Н. Варламов. — Москва : Молодая гвардия, 2003. — 548 с.

2. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. / Ф. М. Достоевский. — Ленинград : Наука, 1980. — Т. 20. Статьи и заметки. 1862—1865. Два лагеря теоретиков (По поводу «Дня» и кой-чего другого). — С. 5—22.

3. Кузнецов Ф. Бунт и примирение Пришвина / Ф. Кузнецов // Наше наследие. — 1990. — № 2. — С. 83—84.

4. Павловский А. И. «…Сигналы людям будущего» (О дневнике М. Пришвина 1930 года) / А. И. Павловский // Русская литература. — 1993. — № 1. — С. 81—91.

5. Холодова З. Я. Художественное мышление М. М. Пришвина : Содержание, структура, контекст / З. Я. Холодова. — Иваново : Иваново, 2000. — 296 с.


Для цитирования:


Подоксенов А.М., Телкова В.А. Пришвин и Сталин: художественный образ вождя в творчестве писателя. Научный диалог. 2021;(4):254-270. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-4-254-270

For citation:


Podoksenov A.M., Telkova V.A. Prishvin and Stalin: Artistic Image of the Leader in Writer’s Work. Nauchnyi dialog. 2021;(4):254-270. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-4-254-270

Просмотров: 50


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)