Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Прецедентные антропонимы советского происхождения в англоязычном рекламном поликодовом тексте

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-5-55-80

Аннотация

Статья посвящена анализу прецедентных антропонимов советского происхождения в поликодовых текстах американской и британской рекламы. Цель работы — анализ прецедентных антропонимов советского происхождения в англоязычных поликодовых текстах с лингвоаксиологической и лингвопрагматической точек зрения и с позиции текстовой организации. В исследовании применялись общенаучные методы описания и синтеза, лингвистические методы структурно-семантического, контекстного и когнитивно-дискурсивного анализа. Проанализированы прецедентные имена советского происхождения (Ленин, Сталин, Брежнев, Горбачев, Ельцин, Калашников), установлены способы их включения в рекламный текст, выделены языковые средства создания сатирического эффекта как главной прагматической цели англоязычной коммерческой и социальной рекламы. Подчеркивается, что имя политического лидера «карнавализируется», аксиологически снижается за счет перемещения имени из политического контекста в бытовой: гастрономический, вещный, китч-культурный, гламурно-эротический (имена советских политиков обнаруживаются в рекламе сигарет, пиццы, алкогольных и безалкогольных напитков, багажных сумок и иных бытовых принадлежностей, включая впитывающие салфетки). Формулируется вывод о создании в рекламных поликодовых текстах на английском языке аксиологически сниженного образа советского прошлого и выражении убеждения о принадлежности коммунистической идеологии к системе антиценностей.

Об авторах

Е. В. Дзюба
Уральский государственный педагогический университет
Россия

Дзюба Елена Вячеславовна — доктор филологических наук, профессор кафедра межкультурной коммуникации, риторики и русского языка как иностранного

Екатеринбург



Ю. В. Рогозинникова
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
Россия

Рогозинникова Юлия Владимировна — старший преподаватель кафедра иностранных языков

Тюмень



Список литературы

1. Бабич Е. В. Смыслопорождающий потенциал иконического художественного текста / Е. В. Бабич // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 7—3 (61). — С. 64—67.

2. Бубнова Н. В. Прецедентные смоленские антропонимы в составе общенациональных фоновых знаний / Н. В. Бубнова // Язык и культура. — 2018. — № 44. — С. 6—28. — DOI: 10.17223/19996195/44/1.

3. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст : аспекты изучения / М. Б. Ворошилова // Политическая лингвистика. — 2006. — № 20. — С. 180—189.

4. Голомидова М. В. Искусственная номинация в ономастике / М. В. Голомидова. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1998. — 38 с. — ISBN 5-7186-0338-3.

5. Голубева Н. А. Прецедент и прецедентность в лингвистке / Н. А. Голубева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2008. — № 2. — С. 56—61.

6. Гриценко Л. М. Прецедентный текст как средство формирования ценностной картины мира (на материале чатов) / Л. М. Гриценко // Язык и культура. — 2013. — № 1 (21). — С. 16—23.

7. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. — Москва : Гнозис, 2003. — 288 c. — ISBN 5-94244-007-7.

8. Дмитриева А. В. Прецедентные имена исторических деятелей и реалий в поликодовых видеотекстах российской и французской политической рекламы : коммуникативно-прагматический аспект / А. В. Дмитриева, М. В. Голомидова // Научный диалог. — 2019. — № 8. — С. 25—40. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-8-25-40.

9. Дьякова Е. Ю. Поликодовый текст в британском рекламном дискурсе сферы образования : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Е. Ю. Дьякова. — Воронеж, 2011. — 219 с.

10. Жогова И. Г. Компаративный троп как средство реализации функций СМИ в политических текстах британской прессы / И. Г. Жогова, О. Б. Солдатова // Язык и культура. — 2018. — № 44. — С. 44—56. — DOI: 10.17223/19996195/44/3.

11. Захаренко И. В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов / И. В. Захаренко, В. В. Красных, Д. Б. Гудков, Д. В. Багаева // Язык, сознание, коммуникация : сборник статей / отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. — Москва : Филология, 1997. — Выпуск 1. — С. 82—103.

12. Иванова Е. Э. Имена основателей уральской промышленности на карте Урала / Е. Э. Иванова // Филологический класс. — 2019. — № 2 (56). — С. 59—66. — DOI: 10.26170/FK19-02-07.

13. Илюшкина М. Ю. Прецедентные феномены в российской и британской печатной рекламе услуг для туристов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / М. Ю. Илюшкина. — Екатеринбург, 2008. — 272 с.

14. Иссерс О. С. Названия российских аэропортов : итоги одного социолингвистического эксперимента / О. С. Иссерс // Омские научные чтения — 2019. Материалы Третьей Всероссийской научной конференции / ред-кол. : П. В. Прудников и др. — Омск : Изд-во Ом. гос. Ун-та, 2019. — С. 470—473.

15. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций / В. В. Красных. — Москва : Гнозис, 2002. — 282 с. ISBN 5-94244-009-3.

16. Кремнева А. В. Прецедентное имя как синкретный семиотический знак и его культурная обусловленность / А. В. Кремнева // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2019. — № 4. — С. 46—53. — DOI: 10.20916/1812-3228-2019-4-46-53.

17. Кушнерук С. Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.20 / С. Л. Кушнерук. — Челябинск, 2006. — 218 с.

18. Макаренко А. Н. Прецедентные феномены в англоязычных именах / А. Н. Макаренко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 3—2. — С. 237—240.

19. Наумова И. А. О прецедентных феноменах из сферы-источника «Русская классическая литература» в средствах массовой информации Российской Федерации / И. А. Наумова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2017. — № 2. — С. 81—87. — DOI: 10.14529/ling170212.

20. Нахимова Е. А. О классификации и дифференциации видов прецедентных феноменов в политической коммуникации / Е. А. Нахимова // Политическая лингвистика. — 2018. — № 1 (67). — С. 41—46. — DOI: 10.26170/pl18-01-04.

21. Нахимова Е. А. Прецедентные имена в массовой коммуникации / Е. А. Нахимова. — Екатеринбург : УрГПУ, 2007. — 207 c. — ISBN 5-7186-0338-3.

22. Немирова Н. В. Прецедентность как основа мифологичности политического дискурса / Н. В. Немирова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 33. — С. 96—98.

23. Нахимова Е. А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации : теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2011. — 276 с. — ISBN 978-5-7186-0459-7.

24. Пойманова О. В. Семантическое пространство видеовербального текста : автореферат диссертации ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / О. В. Пойманова. — Москва, 1997. — 237 с.

25. Прохоров Ю. Е. Действительность. Текст. Дискурс : учебное пособие / Ю. Е. Прохоров. — Москва : Флинта : Наука, 2004. — 220 с. — ISBN 978-5-89349-653-6.

26. Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета : учебное пособие / Т. Б. Радбиль. — Москва : Флинта : Наука, 2010. — 328 с. — ISBN 978-5-9765-0700-5.

27. Романченко Ю. В. Прецедентность в немецкоязычном религиозном дискурсе (на материале типа текста «календарь верующего» (ANDACHTSBUCH) / Ю. В. Романченко // Вестник московского государственного областного университета. — 2008. — № 3. — С. 130—135.

28. Серебрякова Е. Д. Проект «Великие имена» : плюсы и минусы данной программы / Е. Д. Серебрякова // Синергия Наук. — 2019. — № 31. — С. 1042—1049.

29. Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г. Г. Слышкин. — Москва : Academia, 2000. — 139 с.

30. Cупрун B. И. Развитие ономастического пространства Интернета / В. И. Супрун // Ономастика Поволжья. Материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. — Москва : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2004. — С. 53—59.

31. Томасик П. Названия аэропортов. Вступление в тему / П. Томасик // Диалог культур. Теория и практика преподавания языков и литератур. VI Международная научно-практическая конференция. Труды и материалы / под ред. В. В. Орехова, Е. Я. Титаренко. — Симферополь : АРИАЛ, 2018. — С. 275—278.

32. Чистова С. С. Сопоставительное исследование прецедентных феноменов в российской и американской рекламе бытовой техники и транспортных средств: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20 / С. С. Чистова. — Екатеринбург, 2009. — 236 с.

33. Шишин М. Ю. Социальный заказ в искусстве : содержательный потенциал и методологические подходы к его раскрытию на примере творчества художника Г. Ф. Борунова / М. Ю. Шишин // Манускрипт. — 2018. — № 5 (91). — С. 138—141. — DOI: 10.30853/manuscript.2018-5.31.


Рецензия

Для цитирования:


Дзюба Е.В., Рогозинникова Ю.В. Прецедентные антропонимы советского происхождения в англоязычном рекламном поликодовом тексте. Научный диалог. 2021;(5):55-80. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-5-55-80

For citation:


Dziuba E.V., Rogozinnikova Yu.V. Precedent Anthroponyms of Soviet Origin in English Polycode Advertising Text. Nauchnyi dialog. 2021;(5):55-80. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-5-55-80

Просмотров: 665


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)