Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Фрагментарность современного художественного нарратива (на материале англоязычной прозы)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-225-239

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о роли, формах и функциях фрагментарности современного художественного нарратива. Представлены результаты анализа фрагментарного повествования произведений современных англоязычных авторов (Дж.  Барнса, Д. Митчелла, М. Каннингема, И. Бэнкса, Дж. Франзена, С. Фолкса, Дж. Евгенидиса, А. Смит, Дж. Макгрегора и других). Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной литературе постмодернистского направления нелинейность повествования, нарочитое смешение временных, локальных, описательных и других пластов приобретают широкое распространение, практически становятся нормой. Новизна исследования видится в том, что фрагментарность художественного текста изучается на разных уровнях — композиционном, содержательно-тематическом, сюжетном, идейно-образном, жанровом, повествовательном, хронотопическом. Доказано, что формы реализации фрагментарности достаточно разнообразны: ненормативное членение текста, разнородность тем и идей, отсутствие линейного развития сюжета, соединение элементов разных жанров, наличие внутренней полистилистичности, использование разных типов повествования и повествователя, нарушение единства хронотопа. Анализ конкретного материала показал, что функции фрагментарного повествования определяются каждым конкретным контекстом, ведущими из них являются воздействие на читателя, управление его вниманием, расстановка акцентов согласно писательскому замыслу, создание впечатления аутентичности и достоверности.

Об авторах

Г. И. Лушникова
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Россия

Лушникова Галина Игоревна - доктор филологических наук, профессор кафедры иностранной филологии и методики преподавания.

Симферополь



Т. Ю. Осадчая
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского
Россия

Осадчая Татьяна Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранной филологии и методики преподавания.

Симферополь



Список литературы

1. Антонова Н. А. Полистилистика романа А. С. Байетт «Обладание» : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.03 / Н. А. Антонова. — Воронеж, 2008. — 24 с.

2. Анцыферова О. Ю. О нарративе тоталитаризма в творчестве Джулиана Барнса / О. Ю. Анцыферова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2018. — Том 10. — Вып. 1. — С. 69—78. — DOI: 10.17072/2037-6681-20181-69-78.

3. Жиличева Г. А. Нарративные стратегии в жанровой структуре романа (на материале русской прозы 1920—1950-х гг.) : монография / Г. А. Жиличева. — Новосибирск : НГПУ, 2013. — 317 с.

4. Жосу З. К. Особенности композиции романа Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах» / З. К. Жосу, Н. А. Шарова // Диалог языков и культур в современном образовательном пространстве : материалы Международной научно-практической конференции. — Воронеж, 2019. — С. 124—128.

5. Зверев А. Послесловие к роману Дж. Барнса «История мира в 10 ½ главах» / А. Зверев // Иностранная литература. — 1994. — № 1. — С. 229—231.

6. Казанская В. Г. Рецепция исторического прошлого в романе Джулиана Барн са «Попугай Флобера» / В. Г. Казанская // Идеи. Поиски. Решения : сборник статей VII Международной научно-практической конференции. — Минск, 2015. — C. 101— 105.

7. Кацман Р. Иерусалим : диссипативный роман Дениса Соболева / Р. Кацман // Новое литературное обозрение. — 2017. — № 1 (143). — С. 291—312.

8. Лушникова Г. И. Контаминация жанровых форм в романе Дж. Франзена «Безгрешность» / Г. И. Лушникова, Т. Ю. Осадчая // Филология и человек. — 2020. — № 3. — С. 98—110.

9. Лушникова Г. И. Современная англоязычная литература: традиции и эксперимент : монография / Г. И. Лушникова, Т. Ю. Осадчая. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 170 с.

10. Минералова И. Г. Анализ художественного произведения: стиль и внутренняя форма : учебное пособие / И. Г. Минералова. — Москва : Флинта : Наука, 2016. — 256 с.

11. Мураками Х. Писатель как профессия / Х. Мураками. — Москва : Эксмо, 2020. —320 с.

12. Смирнова Н. Н. О фрагментарности в литературе / Н. Н. Смирнова // Studia Litterarum. — 2021. — Том 6, № 1. — С. 32—51.

13. Тарнаруцкая Е. В. Монтаж и фрагментарная проза: к вопросу о разграничении техник / Е. В. Тарнаруцкая // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2012а. — Том 14, № 2. — С. 230—234.

14. Тарнаруцкая Е. В. Проблема нарративности во фрагментарной прозе (на материале литературы ХХ века) : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.08 / Е. В. Тарнаруцкая. — Самара, 2012б. — 21 с.

15. Тюпа В. И. Очерк современной нарратологии / В. И. Тюпа // Критика и семиотика. — 2002. — № 5. — С. 5—31.

16. Хайнади З. Фрагментарная целостность. Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова / З. Хайнади // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия. 8. Литературоведение. — 2018. — № 1 (17). — С. 5—14.

17. Fokkema D. W. Literary History, Modernism, and Postmodernism / D. W. Fokkema. — Amsterdam : John Benjamins Publishing Company, 1984. — 71 p.

18. Jameson F. The Historical Novel Today, or, Is It Still Possible / F. Jameson // The Antinomies of Realism. — London : Verso, 2013. — P. 259—314.

19. Kelly L. The Ocean, The Harbour, The City: Julian Barnes’ A History of the World in 10 ½ Chapters / L. Kelly // Études Britanniques Contemporaines. — 1993. — No. 2. — P. 1—10.


Для цитирования:


Лушникова Г.И., Осадчая Т.Ю. Фрагментарность современного художественного нарратива (на материале англоязычной прозы). Научный диалог. 2021;(6):225-239. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-225-239

For citation:


Lushnikova G.I., Osadchaya T.Yu. Fragmentation of Modern Artistic Narrative (English-Language Prose). Nauchnyi dialog. 2021;(6):225-239. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-6-225-239

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)