Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о совершенствовании качества образования посредством разработки индивидуальных образовательных траекторий. Актуальность затронутой темы обусловлена необходимостью прогнозировать развитие личности в изменяющемся профессионально-образовательном пространстве. Приводятся определения понятия «индивидуальная образовательная траектория» в контексте системы непрерывного образования и образовательной среды вуза. Уделяется внимание необходимости сообразовать цели, задачи, содержание, формы и методы непрерывного образования с потребностью осознанного самоосуществления личности в проектировании и реализации собственной траектории в динамичных, асимметричных, открытых, неопределенных условиях социально-профессиональной жизни. Утверждается, что формы смыслопорождения и навыки проектирования и прогноза себя в профессиональном будущем могут закладываться через сопровождающую, навигационную деятельность, соответствующую потребностям и содержанию стадий профессионального становления. Соотносятся стадии профессионального становления, событийные формы непрерывного образования и основные психологические новообразования, возникающие в процессе профессионализации. Анализируются условия и предикторы построения индивидуальных образовательных траекторий. Делается вывод о том, что профессиональное образование должно стать человекомерной системой, критерием эффективности которой должна стать не актуальная экономическая целесообразность, а способность формировать индивидуальность и готовность к самореализации в сложном, динамичном мире профессий.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


Д. П. Заводчиков
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


М. В. Зиннатова
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


Е. В. Лебедева
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Гаязов А. С. Индивидуальные образовательные траектории и индивидуальный образовательный маршрут [Электронный ресурс] / А. С. Гаязов. - 2015. - Режим доступа : http://www.tecl.ru/2015/09/09/iotiom/.

2. Зеер Э. Ф. Индивидуальная образовательная траектория в системе непрерывного образования / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 74-82.

3. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - Москва : Педагогика, 1991. - 238 с.

4. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования / Т. Ю. Ломакина // Наука и профессиональное образование : коллективная монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. - Москва : Экон-информ, 2013. - С. 248-256.

5. Мухаметзянова Ф. Г. Индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут студента как фактор успешной подготовки будущего бакалавра в вузе / Ф. Г. Мухаметзянова, Р. В. Забиров, В. Р. Вафина // Модернизация образования : проблемы и перспективы : материалы XXII Рязанских педагогических чтений. - Рязань : Рязанский государственный университет, 2015. - С. 81-85.

6. Пригожин И. Время. Хаос. Квант / И. Пригожин, И. Стенгерс. - Москва : Прогресс, 1994. - 272 с.

7. Сиротюк А. Л. Непрерывность образования : актуальность, противоречия, подходы, содержание [Электронный ресурс] / А. Л. Сиротюк. - 2009. - Режим доступа : http://www.tsogu.ru/media/files/2009/12_03/tmputmeex.pdf.

8. Скворцов В. Н. Социально-экономические основы теории непрерывного образования : автореферат диссертации … доктора экономических наук / В. Н. Скворцов. - Санкт-Петербург, 1999. - 43 с.

9. Толбатова Ю. В. Компетентностная модель определения студентом индивидуальной образовательной траектории в высшем образовательном учреждении / Ю. В. Толбатова // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4. - С. 219-220.

10. Тужба Т. Е. Индивидуальные образовательные траектории как средство обеспечения личностно-ориентированного обучения в вузе / Т. Е. Тужба // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном мире : сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф., 24-26 апр. 2013 г. / под ред. Н. Б. Карабущенко. - Москва : РУДН, 2013. - C. 350-355.

11. Тужба Т. Е. Личностно-ориентированное обучение студентов в вузе в контексте компетентностной модели профессиональной подготовки [Электронный ресурс] / Т. Е. Тужба // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 5. - Режим доступа : https://science-education.ru/ru/article/view?id=22507.

12. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения : Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя / А. В. Хуторской. - Москва : Владос-Пресс, 2005. - 383 с.

13. Zeer E. F. Technological Platform for Realization of Students’ Individual Educational Trajectories in Vocational School / E. F. Zeer, A. V. Streltsov // IEJME - Mathematics Education. - 2016. - № 11 (7). - P. 2639-2650.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Заводчиков Д.П., Зиннатова М.В., Лебедева Е.В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования. Научный диалог. 2017;(1):266-279.

For citation:


Zeer E.F., Zavodchikov D.P., Zinnatova M.V., Lebedeva E.V. Individual Educational Trajectory as Intention of Subject in Continuing Education System. Nauchnyi dialog. 2017;(1):266-279. (In Russ.)

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)