Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

К вопросу о типе текста «аналитическая статья»

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-32-43

Аннотация

Поднимается вопрос о типе текста «аналитическая статья». Дается определение понятия «тип текста». Комментируется место аналитической статьи в системе журналистских жанров. Аналитическая статья рассматривается в рамках неклассической классификации текстов, дифференцирующим критерием которой выступает парадигма мышления. Под парадигмой мышления понимается свойственный каждой эпохе тип психики, которому соответствует определенный тип массового текста. Охарактеризованы данные типы текста и тенденции их становления в связи с изменением парадигмы мышления в обществе. Автор считает, что указанная классификация типов текста позволяет по-новому взглянуть на жанр аналитической статьи. Выполнен обзор типов текста, наиболее однозначно соотносимых с аналитической статьей: убеждающего текста, прагматического текста, смысловыводящего текста. Автор приходит к следующим выводам. Отличительная особенность смысловыводящего текста заключается в его принципиальной индирективности, в то время как убеждающий и прагматический типы текста потенциально манипулятивны. Убеждающий и прагматический типы текста стремятся оказать воздействие на адресата и сформировать у него определенное отношение к актуальным событиям. Смысловыводящий текст дает возможность реципиенту реализовать его право на свободный выбор и независимое мнение.

Об авторе

Д. Ц. Доржиева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - Москва : КомКнига, 2006. - 144 с.

2. Довгаль Е. В. Аналитическая статья как разновидность медийного дискурса / Е. В. Довгаль // Язык. Текст. Дискурс. - 2011. - № 9. - С. 357-361.

3. Караулов Ю. Н. Язык СМИ как модель общенационального языка / Ю. Н. Караулов // Тезисы докладов Международной научной конференции «Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования». - Москва : Филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001. - С. 15-18.

4. Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества / Е. Е. Пронина. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2002. - 320 с.

5. Таюпова О. И. Журналистский дискурс в ракурсе прагмалингвистики / О. И. Таюпова // Российский гуманитарный журнал. - 2016. - № 2. - Том 5. - С. 212-219.

6. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. - Москва : Аспект Пресс, 2010. - 352 с.

7. Чаплина С. С. Понятие «тип текста» : принципы дефинирования и проблемы классификации / С. С. Чаплина // Вестник бурятского государственного университета. - 2009. - № 11. - С. 134-138.

8. Чернявская В. Е. Тип текста как единица лингвистического анализа. Лингвистикатекста : Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность : учебное пособие / В. Е. Чернявская. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - 267 с.

9. Шинков М. А. К вопросу о дифференциации журналистских и публицистических жанров / М. А. Шинков // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 4. - С. 203-205.

10. Fix U. Textlinguistik und Stilistik für Einsteiger / U. Fix, H. Poethe, G. Yos. - Leipzig: Peter Lang, 2001. - 237 S.


Рецензия

Для цитирования:


Доржиева Д.Ц. К вопросу о типе текста «аналитическая статья». Научный диалог. 2017;(2):32-43. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-32-43

For citation:


Dorzhieva D.T. On Question of “Analytical Article” Text Type. Nauchnyi dialog. 2017;(2):32-43. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-32-43

Просмотров: 532


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)