Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

О семантических трансформациях русских существительных в языке коммерции и рекламы

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-44-56

Аннотация

Анализируются трансформации семантики существительных рынок, пакет, портфель, продукт, формула, забота, защита в современных разновидностях русскоязычного дискурса, связанных с коммерцией и рекламой. Выбор лексических единиц продиктован частотностью их употребления в переносных значениях в текстах рекламного и коммерческого характера. Актуальность исследования обусловлена необходимостью уточнения и дополнения существующих лексикографических описаний в соответствии с непрерывным процессом семантического расширения, представляющим собой характерную особенность русского языка начала ХХI века. Путем сопоставления словарных дефиниций с закрепленными в узусе употреблениями, а также при помощи контекстного анализа прослеживаются направления и механизмы формирования у рассматриваемых существительных новых лексических значений, многие из которых закрепились уже и в общелитературном языке, тогда как другие представляют собой специфические черты языка рекламы. Автор приходит к выводу, что некоторые механизмы образования новых значений в языке коммерческой сферы отличаются от механизмов, характерных для языка рекламы, несмотря на то, что экстралингвистические факторы, обусловливающие формирование этих значений (стратегии воздействия на потребителя), имеют немало общего.

Об авторе

Е. М. Кацман
Сибирский государственный университет геосистем и технологий
Россия


Список литературы

1. БТС - Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. - Санкт-Петербург : Норинт, 2000. - 1536 с.

2. БТСРС - Большой толковый словарь русских существительных / под ред. Л. Г. Бабенко. - Москва : Аст-Пресс Книга, 2005. - 864 с.

3. ССРЛЯ - Словарь современного русского литературного языка : в 17 томах. - Москва ; Ленинград : Наука, 1948-1965.

4. ТР - телевизионная реклама.

5. ТСРЯ ХХ - Толковый словарь русского языка конца ХХ века : языковые изменения / под ред. Г. Н. Скляревской. - Санкт-Петербург : Фолио-Пресс, 2000. - 700 с.

6. ТСРЯ ХХI - Толковый словарь русского языка начала ХХI века : актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. - Москва : Эксмо, 2006. - 1136 с.

7. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика : синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. - Москва : Школа «Языки русской культуры», 1995. - 472 с.

8. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке / Н. С. Валгина. - Москва : Логос, 2003. - 304 с.

9. Виноградова О. Е. Психолингвистические методы в описании семантики слова / О. Е. Виноградова, И. А. Стернин. - Воронеж : Истоки, 2016. - 160 с.

10. Влавацкая М. В. Сочетаемость как фактор актуализации лексического значения слова / М. В. Влавацкая // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - Вып. 5. Т. 59. - С. 67-71.

11. Гак В. Г. Сопоставительная лексикология (на материале французского и русского языков) / В. Г. Гак. - Москва : Международные отношения, 1977. - 264 с.

12. Добровольский Д. О. Факторы сочетаемости: семантика, прагматика, узус / Д. О. Добровольский // Русский язык в научном освещении. - 2005. - № 10 (2). - С. 43-86.

13. Земская Е. А. Активные процессы современного словопроизводства / Е. А. Земская // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) : коллективная монография / отв. редактор Е. А. Земская. - Москва : Языки русской культуры, 1996. - С. 90-141.

14. Кара-Мурза Е. С. Язык современной русской рекламы / Е. С. Кара-Мурза // Язык массовой и межличностной коммуникации : коллективная монография / под ред. Г. Я. Солганика. - Москва : Медиамир, 2007. - С. 479-552.

15. Китайгородская М. В. Современная экономическая терминология (Состав. Устройство. Функционирование) / М. В. Китайгородская // Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) : коллективная монография / отв. редактор Е. А. Земская. - Москва : Языки русской культуры, 1996. - С. 162-235.

16. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи : из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. - Санкт-Петербург : Златоуст, 1999. - 330 с.

17. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка / Э. В. Кузнецова. - Москва : Высшая школа, 1989. - 216 с.

18. Муравьева С. Г. Язык современной рекламы (структурно-функциональный аспект) : диссертация … кандидата филологических наук / С. Г. Муравьева. - Москва, 2004. - 185 с.

19. Ольховская А. И. Метафора и метонимия : к вопросу о разграничении способов семантической деривации / А. И. Ольховская // Русский язык за рубежом. - 2012. - № 4 (233). - С. 55-61.

20. Падучева Е. В. Динамические модели в семантике лексики / Е. В. Падучева. - Москва : Языки славянской культуры, 2004. - 608 с.

21. Русский язык конца ХХ столетия (1985-1995) : коллективная монография / отв. редактор Е. А. Земская. - Москва : Языки русской культуры, 1996. - 479 с.

22. Современный русский язык : активные процессы на рубеже ХХ-ХХI веков : коллективная монография / отв. ред. Л. П. Крысин. - Москва : Языки славянских культур, 2008. - 712 с.

23. Стернин И. А. Коммуникативный анализ семантики слова / И. А. Стернин // Текст - дискурс - картина мира : межвузовский сборник научных трудов. - Воронеж : Истоки, 2011. - С. 10-34.

24. Стернин И. А. Общественные процессы и развитие современного русского языка : очерк изменений в русском языке конца ХХ - начала ХХI века / И. А. Стернин. - Воронеж : [б. и.], 2004. - 93 с.

25. Стернин И. А. О понятиях метод, методика, прием / И. А. Стернин // Вопросы психолингвистики. - 2008. - № 7. - С. 24-25.

26. Терпугова Е. А. Рекламный текст как особый тип императивного дискурса : автореферат диссертации … кандидата филологических наук / Е. А. Терпугова. - Кемерово, 2000. - 19 с.

27. Ягодкина М. В. Язык рекламы как средство формирования виртуальной реальности / М. В. Ягодкина. - Санкт-Петербург : Лема, 2007. - 195 с.

28. Lyons J. Linguistic Semantics : An Introduction / J. Lyons. - Cambridge, U.K. : Cambridge University Press, 1995. - 396 p.


Рецензия

Для цитирования:


Кацман Е.М. О семантических трансформациях русских существительных в языке коммерции и рекламы. Научный диалог. 2017;(2):44-56. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-44-56

For citation:


Katsman E.M. On Semantic Transformations of Russian Nouns in Language of Commerce and Advertising. Nauchnyi dialog. 2017;(2):44-56. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-44-56

Просмотров: 515


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)