Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Античные традиции и формирование итальянской национальной модели самоорганизации научного сообщества

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-207-215

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос об истоках формирования итальянской модели самоорганизации научного сообщества и их восприятия итальянскими учеными. В ходе критического анализа выявляются спорные моменты соотнесения ранних этапов становления итальянской науки с традициями пифагорейцев, которые, в свою очередь, оказали значимое влияние на работу афинской Академии Платона. Уделяется внимание таким особенностям функционирования пифагорейского союза, как его тайный характер (противоречие идеалам гласности и открытости), отсутствие достоверных первоисточников, описывающих его существование, наличие противоречивых и отчасти нелицеприятных легенд вокруг пифагорейцев. С другой стороны, отмечены такие положительные характеристики, обосновывающие рассмотрение Академии Платона в качестве очага зарождения научного сообщества, как форма обучения в виде диалога учителей и учеников, переход вторых в разряд первых по мере накопления знаний и опыта, наличие главы (схоларха), демократичность в отношении приема новых членов, формальное отсутствие имущественного и полового ценза. Новизна исследования видится в выявлении и обосновании того, что с точки зрения институциональной самоорганизации сообщества современные итальянские научно-исследовательские кадры воспринимают себя в качестве продолжателей традиций Академии Платона, возводя к ней свои корни. Доказано, что культивирование данной концепции играет значимую роль в сфере образования современной Италии и во многом формирует самосознание в первую очередь молодых ученых.

Об авторе

Р. О. Райнхардт
ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»
Россия


Список литературы

1. CISUI - Centro Interuniversitario per la Storia delle Università Italiane [Electronic resource] / Università di Bologna. - Access mode : http://www.cisui.unibo.it/.

2. SUI - Storia delle Università in Italia : opera : in 3 vol. / diretta e curata da G. P. Brizzi, P. Negro, A. Romano. - Catania, 2007.

3. ЦУИ - Центр университетских исследований [Электронный ресурс] / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - Режим доступа : https://igiti.hse.ru/unimemory/.

4. Жмудь Л. Я. Пифагор и ранние пифагорейцы / Л. Я. Жмудь. - Москва : Университет Дмитрия Пожарского, Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2012. - 445 с.

5. Зонова Т. В. Дипломатия: модели, формы, методы / Т. В. Зонова. - Москва : Аспект-Пресс, 2014. - 348 с.

6. Маслова Е. А. Италия: образование и экономическое развитие / Е. А. Маслова // Современная Европа. - 2014. - № 4. - С. 61-69.

7. Минеев В. В. Введение в историю и философию науки / В. В. Минеев. - Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 639 с.

8. Нестеров А. Г. Политика Итальянской социальной республики в сфере образования (1943-1945) / А. Г. Нестеров // Научный диалог. - 2014. - № 8. - С. 105-115.

9. Райнхардт Р. О. Итальянская модель самоорганизации научного сообщества в период фашизма : критический анализ / Р. О. Райнхардт // Среднее профессиональное образование. - 2016а. - № 12. - С. 39-42.

10. Райнхардт Р. О. Развитие итальянской модели самоорганизации научного сообщества в XVII-XIX веках / Р. О. Райнхардт // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2016b. - № 11. - С 43-49.

11. Burkert W. Weisheit und Wissenschaft. Studien zu Pythagoras, Philolaos und Platon / W. Burkert. - Nürnberg : Hans Carl, 1962. - 496 p.

12. Dorandi T. Assiotea e Lastenia. Due donne all'Accademia / T. Dorandi // Atti e Memorie dell'Accademia Toscana di Scienze e Lettere. La Colombaria. - 1989. - № 54. - P. 53-66.

13. Pedersen O. The First Universities: Studium Generale and the Origins of University Education in Europe / O. Pedersen. - Cambridge : Cambridge University Press, 1997. - 310 p.

14. Russo L. AIngegni minuti. Una storia della scienza in Italia / L. Russo, E. Santoni. - Milano : Feltrinelli, 2010. - 509 p.

15. Saffrey H.-D. Ἀγεωμέτρητος μηδεὶς εἰσίτω. Une inscription légendaire / H.-D. Saffrey // Revue des Études Grecques. - 1968. - Vol. 81. - P. 67-87.

16. Tanzella-Nitti G. Breve storia dell’Università. 2014. [Electronic resource] / G. Tanzella-Nitti // UnivForum. - 2014. - Access mode : http://antonellamartini.weebly.com/uploads/1/4/1/4/1414797/breve_storia_universit.pdf.

17. Van der Waerden B. L. Die Pythagoreer : Religiöse Bruderschaft und Schule der Wissenschaft / B. L. van der Waerden. - Zürich : Artemis-Verlag, 1979. - 505 p.


Для цитирования:


Райнхардт Р.О. Античные традиции и формирование итальянской национальной модели самоорганизации научного сообщества. Научный диалог. 2017;(2):207-215. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-207-215

For citation:


Raynkhardt R.O. Antique Traditions and Formation of Italian National Model of Self-Organization of Scientific Community. Nauchnyi dialog. 2017;(2):207-215. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-2-207-215

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)