Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Профессиональная позиция педагога-психолога в условиях оптимизации образования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-216-228

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается проблема востребованности педагога-психолога системой современного образования. Актуальность исследования обусловлена существенными изменениями статуса и функционала психолога образования, ломкой стереотипа, сложившегося относительно его профессиональной деятельности. Отмечается также утрата идеологической сущности профессии школьного психолога, ее направленности на защиту интересов ребенка, развитие его индивидуальности. Анализируются организационные и содержательные аспекты функционирования школы, связанные с реформой российского образования и закрепленные в новом законе об образовании. Перенос деятельности психолога из образовательного учреждения в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи существенно ограничивает профессиональное поле педагога-психолога. Показан высокий уровень неоднородности контингента учащихся по параметрам готовности к обучению, нейропсихологического статуса, социокультурного развития. Автор утверждает, что данная ситуация обусловливает необходимость постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Обсуждается отношение родителей учащихся к профессиональной позиции педагога-психолога как представителя системы образования. Выявлено доминирование низкого уровня доверия к таким специалистам. Показано противоречие между объективной необходимостью наличия в школе педагога-психолога и требованиями нового закона об образовании. Анализируется конфликтность профессиональной позиции психолога, работающего в системе образования. Автор указывает на то, что профессиональная позиция психолога в условиях оптимизации образования теряет изначально заложенный в ней гуманистический смысл.

Об авторе

А. Д. Андреева
Психологический институт Российской академии образования
Россия


Список литературы

1. Андреева А. Д. Социальная модель взаимодействия семьи и школы в контексте реформы российского образования / А. Д. Андреева // Семья, брак и родительство в современной России. Выпуск 2. - Москва : Институт психологии РАН, 2015. - С. 347-355.

2. Андреева А. Д. Социальные представления родителей об ответственности за образование детей / А. Д. Андреева // Актуальные вопросы перспективных научных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2016 г. Часть 1. - Смоленск : Новаленсо, 2016. - С. 83-99.

3. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе : причины, диагностика, комплексная помощь / М. М. Безруких. - Москва : Эксмо. - 2009. - 466 с.

4. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования / И. В. Дубровина. - Москва : НОУ ВПО МПСУ, 2014. - 464 с.

5. Потанина А. Ю. Нейропсихологические и социальные факторы трудностей обучения в начальной школе и их коррекция : автореферат диссертации … кандидата психологических наук / А. Ю. Потанина. - Томск, 2012. - 22 с.

6. Практическая психология образования : учебное пособие для вузов / ред. И. В. Дубровина. - 4-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 592 с.

7. Психологическая служба в современном образовании : рабочая книга / ред. И. В. Дубровина. - Санкт-Петербург : Питер, 2009. - 400 с.

8. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А. Л. Сиротюк. - Москва: ТЦ Сфера, 2003. - 288 с.


Для цитирования:


Андреева А.Д. Профессиональная позиция педагога-психолога в условиях оптимизации образования. Научный диалог. 2017;(3):216-228. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-216-228

For citation:


Andreyeva A.D. Professional Position of Teacher-Psychologist in Terms of Optimizing the Education. Nauchnyi dialog. 2017;(3):216-228. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-3-216-228

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)