Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Репрезентация механизмов игрового фраземообразования в учебном словаре: из опыта практической лексикографии

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-106-121

Полный текст:

Аннотация

Описан практический опыт словарной репрезентации механизмов игрового фраземообразования, перечисляются трудности лексикографирования фразеологизмов, построенных на игровом парадоксе, показаны пути решения проблемы этимологизации фразеоигрем в учебном словаре. Представлены основные позиции инновационной технологии конструирования учебных фразеологических словарей в бумажном формате. Актуальность исследования обусловлена большим развивающим воздействием фразеоигрем на адресата-ребенка и необходимостью совершенствования системы их лексикографического описания в учебных целях. Новизна работы заключается в обращении к неисследованной проблематике описания фразеоигрем и разработке техники этимологического парафразирования, включающей интерпретационные и сюжетно-композиционные приемы, реализующиеся в двухуровневой конфигуративной структуре этимологической парафразы. Особое внимание уделяется лексикографическим приемам, позволяющим раскрыть специфику фразеоигрем, построенных на ложной образности, а также фразеоигрем, план содержания в которых не противопоставляется плану выражения, а их актуальное значение является логически обоснованным и мотивированным. Приведены примеры словарных статьей новых фразеографических проектов Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии Псковского университета — словаря-квеста и словаря фразеологических головоломок, жанры которых адекватно раскрывают специфику фразеоигрем.

Об авторах

Е. И. Рогалева
Псковский государственный университет
Россия

Рогалёва Елена Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры образовательных технологий

Псков



Л. С. Головина
Псковский государственный университет
Россия

Головина Любовь Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры образовательных технологий

Псков



И. М. Михайлова
Псковский государственный университет
Россия

Михайлова Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры образовательных технологий

Псков



Список литературы

1. Атаева Е. А. Лингвистическая природа и стилистические функции оксюморона (на материале английского языка) : диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.04 / Е. А. Атаева. — Москва, 1975. — 145 с.

2. Баранов А. Н. Аспекты теории фразеологии / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский. — Москва : Знак, 2008. — 656 с.

3. Береснева А. В. Структурно-функциональные особенности парадоксальных высказываний в немецком языке : диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.04 / А. В. Береснева. — Москва, 2009. — 176 с.

4. Бондаренко В. Т. О смеховой функции русской фразеологии / В. Т. Бондаренко // Русский язык в школе. — 2001. — № 3. — С. 74—76.

5. Бочина Т. Г. Контраст как лингвокогнитивный принцип русской пословицы : диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.01 / Т. Г. Бочина. — Казань, 2003. — 449 c.

6. Вакуров В. Н. Фразеологический каламбур в современной публицистике / В. Н. Вакуров // Русская речь. — 1994. — № 6. — С. 40—47.

7. Гаврин С. Г. Фразеология современного русского языка (в аспекте теории отражения) / С. Г. Гаврин. — Пермь : Пермский государственный педагогический институт, 1974. — 254 с.

8. Гридина Т. А. Ассоциативный потенциал слова и его реализация в речи (явление языковой игры) : диссертация … доктора филологических наук / Т. А. Гридина. — Москва, 1996. — 566 с.

9. Девкин В. Д. Юморемы / В. Д. Девкин // Слово в словаре и дискурсе: сборник научных статей к 50-летию Харри Вальтера. — Москва : Элпис, 2006. — С. 71—76.

10. Кашина И. В. Коннотативный потенциал русских каламбурных фразеологизмов / И. В. Кашина // Фразеология и языковая динамика: материалы XXXIX Международной филологической конференции (15—19 марта 2010 года). — Greifswald ; Санкт-Петербург, 2011. — С. 137—142.

11. Левин Ю. И. Логико-семиотический эксперимент в фольклоре / Ю. И. Левин // Семиотика и информатика. — Москва : ВИНИТИ, 1981. — Выпуск 16. — С. 145—162.

12. Мокиенко В. М. Славянская фразеология / В. М. Мокиенко. — Москва : Высшая школа, 1989. — 287 с.

13. Никитина Т. Г. Современная учебная фразеография: инновационные параметры бумажного словаря / Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалёва // Вопросы лексикографии. — 2021. — № 20. — С. 67—90.

14. Полухина В. В. Игровой фразеологический дискурс молодежного жаргона: по данным словарей молодежного жаргона русского языка : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.01 / В. В. Полухина. — Екатеринбург, 2008. — 237 c.

15. Рогалёва Е. И. Педагогические аспекты работы над детскими фразеологическими словарями (на примере приема креолизации текста) / Е. И. Рогалёва // Педагогика искусства: сетевой электронный журнал. — 2019. — № 2. — С. 122—132.

16. Рогалёва Е. И. Сами с усами: весёлый фразеологический словарь / Е. И. Рогалёва, Т. Г. Никитина. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2020. — 192 с.

17. Рогалёва Е. И. Современная учебная фразеография: теория и практика / Е. И. Рогалёва. — Псков : ЛОГОС Плюс, 2014. — 344 с.

18. Рогалёва Е. И. Ума палата : детский фразеологический словарь / Е. И. Рогалёва, Т. Г. Никитина. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2021. — 160 с.

19. Рогалёва Е. И. Фразеологический словарь: занимательные этимологические истории для детей / Е. И. Рогалёва, Т. Г. Никитина. — Москва : ВАКО, 2019. — 96 с.

20. Санников В. З. Русский язык в зеркале языковой игры / В. З. Санников. — Москва : Языки славянской культуры, 2002. — 552 с.

21. Табанакова В. Д. Типология словарей сегодня / В. Д. Табанакова, Н. А. Сивакова // Вестник Тюменского государственного университета. — 2003. — № 4. — С. 114—119.

22. Филоненко Т. М. Фразеологический образ в языковых моделях пространства, времени и количества (на материале фразеологии современного русского языка) : диссертация ... доктора филологических наук: 10.02.01 / Т. М. Филоненко. — Магнитогорск, 2004. — 435 с.

23. Шаховский В. И. Реализация эмотивного кода в языковой игре / В. И. Шаховский // Эмотивный код языка и его реализация: коллективная монография. — Волгоград : Перемена, 2005. — С. 7—18.

24. Якутина О. Л. Лингвистическая природа и стилистический потенциал катахрезы (на материале французской поэзии XIX—XXI вв.) : диссертация … кандидата филологических наук: 10.02.05 / О. Л. Якутина. — Смоленск, 2007. — 171 с.


Рецензия

Для цитирования:


Рогалева Е.И., Головина Л.С., Михайлова И.М. Репрезентация механизмов игрового фраземообразования в учебном словаре: из опыта практической лексикографии. Научный диалог. 2021;(12):106-121. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-106-121

For citation:


Rogaleva E.I., Golovina L.S., Mikhailova I.M. Representation of Game Phrase-Making Mechanisms in Educational Dictionary: Practical Lexicography. Nauchnyi dialog. 2021;(12):106-121. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-106-121

Просмотров: 182


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)