ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Объект изучения — известная проповедь архиепископа Анастасия (Добрадина) «Слово на Новый годъ. Въ чемъ счастіе человѣка и гдѣ его найти?», посвященная вопросу двойственного понимания счастья (философского, то есть светского, и религиозного). Уделяется внимание средствам вербализации понятия счастья в исследуемом тексте. Подчеркивается, что исследуемый текст является уникальным примером жанра «слово», его выделяет нетипичное для данного рода произведений обращение к светскому элементу. Проведен анализ этимологии и развития семантики существительного счастье. Изучена его лексическая сочетаемость в тексте проповеди. Выявлены полные и краткие формы прилагательных, выступающих атрибутивами при анализируемом существительном. Проанализированы функции этих форм: они служат для выражения положительной и отрицательной оценки. Доказано, что в исследуемом «Слове» проповедник относит понятие «счастье» не только к высокому, но и к низкому регистру, что связано с рассмотренными им двумя концепциями счастья, между лексическими репрезентантами которых он вводит разграничение также на графическом уровне (счастіе, счастье). Особое внимание уделяется самому частотному в проповеди атрибутиву истинный, имеющему общую с существительным счастье сему Бог. Подчеркивается, что обычно эпиграф содержит основной смысл проповеди, однако эпиграф к «Слову …» не включает лексему счастье в связи с тем, что вся проповедь посвящена переосмыслению этого понятия.
Статья посвящена прагма-аксиологическому и частичному психолингвистическому анализу рекламных роликов университетов США с целью выявления продуктивного манипулятивного потенциала современного рекламного университетского дискурса. Актуальность исследования обусловлена как экстралингвистически — большой востребованностью качественного образования в современном мире, так и лингвистически — исследованием процессов продуктивного речевого манипулирования как одного из основополагающих компонентов качественной коммуникации. Новизна исследования видится в качественно новом прагма-аксиологическом подходе к изучению дискурса и ценностной составляющей оказываемого данным дискурсом суггестивного воздействия. В статье представлена авторская методика проведения прагма-аксиологического и частичного психолингвистического анализа, используемая для выявления прагма-аксиологического заряда дискурсивного пространства и его манипулятивного потенциала. Особое внимание в работе уделяется взаимообусловленности ценностно-оценочных установок адресата, используемым лексическим единицам-вербализаторам этих установок, их прагма-аксиологическому заряду и оказываемому суггестивному (продуктивному манипулятивному) воздействию. Представлены результаты частотного анализа частеречных показателей и зависящих от них коэффициентов эмотивности дискурса. Полученные в рамках прагма-аксиологического анализа результаты подтверждаются полученными в ходе частичного психолингвистического анализа коэффициентами эмотивности исследуемого дискурса. Представляются ключевые аксиологические компоненты продуктивного речевого манипулирования в современном рекламном университетском дискурсе университетов США.
Проводится семантико-мотивационный и этимологический анализ двух русских диалектизмов утин и чемер, в смысловой структуре которых представлены (среди прочих) значения, связанные с болезнями различной локализации и этиологии (авторов интересует, главным образом, семантика поясничной боли). Реконструируется семантическая организация соответствующих этимолого-словообразовательных гнезд; гнезда сопоставляются по конфигурации значений. Авторы показывают, какие смысловые переходы определили появление значения ‘поясничная боль’ (и вторично — ‘поясница’ и ‘позвоночник’) у слов утин и чемер. Оба обозначения поясничной боли анализируются в широком этнолингвистическом контексте, предполагающем учет практик народной медицины, которые обусловлены архаичными представлениями о боли и о болезнях. Показано, что в гнезде слова утин многократно срабатывает этимологическая магия, причем ее действие осуществляется в двух направлениях: от производящего глагола *tęti, *tьnǫ ‘рубить, резать’ к производному утин, а затем от него — к другим словам морфо-семантического поля (утюг, утин ‘межа’, утинок ‘обрубок’, овин, тын etc.). В гнезде слова чемер восстанавливается нетривиальный переход ботанического значения (‘ядовитое растение’) в физиологическое (‘отравление’ → ‘боль при отравлении’ → ‘боли различной этиологии, в том числе поясничная’), далее (параллельно) в соматическое и демоническое.
Рассматривается феномен языковой игры в диалогах искусственных билингвов с высоким уровнем владения английским языком, практикующих этот иностранный язык то в аудиторных условиях, то в условиях реальной коммуникации. Подчеркивается, что диалоги вокруг фактов языковой игры становятся локусом метаязыковых высказываний участников речевого акта. Цель данной статьи — выявление метаязыковых высказываний креатора языковой игры, открывающих доступ к его метаязыковому сознанию через выявление его речевых стратегий. Новизна исследования в том, что языковая игра рассматривается в речи на иностранном языке и приравнивается к явлению метаязыкового порядка. Автор вводит понятие нормемы как узуальной языковой единицы изучаемого языка, оказывающейся триггером создания неузуальных игрем. Отмечается, что креатор языковой игры прибегает как к чисто формальной, так и к содержательной языковой игре, а создаваемые им игремы функционируют как социально направленные на конкретного адресата. Приводится подробная систематизация метаязыковых комментариев креатора, сопровождающих ввод игрем, а именно — собственно лингвистических и комментариев коммуникативного толка, что демонстрирует метаязыковую логику построения речевого акта.
Лексика и фразеология рассматриваются с позиций воплощения в них идеи идентичности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки динамики словарного состава языка. Показано, что идея идентичности вербализуется в номинациях человека по принадлежности к определенному социальному сообществу, имеющему профессионально-статусную, поколенческую, сословную и иные характеристики. Замечено, что новые фразеологизмы появляются в языке открытыми группами. Новизна исследования заключается в выявлении новых фразеогрупп, которые частично или полностью могут быть подвергнуты лексикографированию. Отмечается, что сетевое общение многократно усилило внимание к словам группа, сообщество и идее публично репрезентиуемой идентичности. Показано, что аналитический настрой современных СМИ обусловил ориентацию на рефлексию и конструирование экспертных оценок в виде ярких, запоминающихся идиом креативный класс, диванные бойцы и др. Интенсификация процессов языковой игры показана на примере выражений со словом воротнички, релизующими цветовой код (белые, золотые, платиновые воротнички и др.). Утверждается, что Интернет предоставил возможности для демонстрации множащихся идентичностей. «Четвертой словесной волной» (после бандитской, профессиональной, гламурной) предлагается считать молодежную, формирующуюся в интернет-коммуникации и выражающую стремление этой возрастной категории познать себя, свои ценности и место в мире.
Описан практический опыт словарной репрезентации механизмов игрового фраземообразования, перечисляются трудности лексикографирования фразеологизмов, построенных на игровом парадоксе, показаны пути решения проблемы этимологизации фразеоигрем в учебном словаре. Представлены основные позиции инновационной технологии конструирования учебных фразеологических словарей в бумажном формате. Актуальность исследования обусловлена большим развивающим воздействием фразеоигрем на адресата-ребенка и необходимостью совершенствования системы их лексикографического описания в учебных целях. Новизна работы заключается в обращении к неисследованной проблематике описания фразеоигрем и разработке техники этимологического парафразирования, включающей интерпретационные и сюжетно-композиционные приемы, реализующиеся в двухуровневой конфигуративной структуре этимологической парафразы. Особое внимание уделяется лексикографическим приемам, позволяющим раскрыть специфику фразеоигрем, построенных на ложной образности, а также фразеоигрем, план содержания в которых не противопоставляется плану выражения, а их актуальное значение является логически обоснованным и мотивированным. Приведены примеры словарных статьей новых фразеографических проектов Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии Псковского университета — словаря-квеста и словаря фразеологических головоломок, жанры которых адекватно раскрывают специфику фразеоигрем.
Изложены результаты разноаспектного анализа новостных интернет-заголовков на материале заголовков агрегатора новостей Яндекса. Рассматривается вопрос о текстовом статусе новостных заголовков. При решении данной проблемы особое внимание уделяется формированию коррелятивных парадигм заголовков, объединенных общностью денотативного значения. Описываются способы семантического взаимодействия парадигм заголовков на основе разных типов тема-рематического развертывания. Доказывается, что парадигмы заголовков, дополняя друг друга в информационном и прагматическом аспектах, формируют дискурс интернет-заголовков. Делается вывод о том, что такой способ функционирования заголовков усиливает их семантическую и визуальную автономность от текста новости, что позволяет рассматривать новостные интернет-заголовки в качестве минитекстов. В статье осуществляется анализ частотных способов лексико-синтаксических трансформаций исходных заголовков, на основе которых формируются конституенты парадигм. При этом акцентируется внимание на ортологическом аспекте интернет-заголовков. Автор приходит к заключению, что ориентация на вариативность и оперативность заголовков приводит не только к появлению лексических и грамматических ошибок, но и к их тиражированию и закреплению в сознании адресата в результате изменения структуры познавательных моделей.
Рассматриваются неодериваты голофрастического типа (голофраземы), сводимые к обобщенной словообразовательной модели «S1 + же/ж + S2». Актуальность исследования обусловлена заметной продуктивностью данной модели в неформальном сегменте Рунета — динамично развивающейся системе, отчетливо отражающей многие активные процессы в русском национальном языке и способной оказывать влияние на речевую практику носителей языка в других коммуникативных средах. Указываются разные подходы к пониманию способа создания рассматриваемых неодериватов, а также к толкованию термина голофразис. Особое внимание уделяется закрепившимся в интернет-дискурсе лексемам яжемать, онижедети, которые могут быть расценены как концептуальная и структурная база рассматриваемой модели. Новизна исследования видится в детальной типологизации голофразем — репрезентантов модели по ряду структурных и функционально-семантических оснований. Представлены виды таких единиц по объектам и основаниям номинации, по степени связности компонентов. Приводятся разновидности обобщенной модели, выделяемые по признаку морфологической (а в некоторых случаях и синтаксической) выраженности производящих единиц; рассматриваются группы структурно-семантических аномалий, сопутствующих созданию голофрастических неодериватов. Затрагиваются вопросы о включении голофразем в деривационные процессы в качестве производящих слов, а также о морфемизации компонентов типа яже, тыже.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА. ФОЛЬКЛОРИСТИКА
В статье рассматриваются вопросы трансформации женской прессы в период НЭПа, уделяется внимание специфике функционирования семейно-бытовых журналов для женщин, на страницах которых отражались как реформы и события советского времени, так и дореволюционные ценности. Авторы стремятся выявить ту роль, которую сыграли «Журнал для хозяек» и «Женский журнал» в период НЭПа, поддерживая мир семьи во всех его многообразных социальных и духовных проявлениях; уточнить соотношение традиционных и новаторских журналистских подходов в формировании семейно-бытового медиадискурса. В статье представлены результаты количественно-качественного контент-анализа публикаций «Журнала для хозяек» и «Женского журнала» периода НЭПа. Новизна исследования видится в том, что анализируются структурные, тематические, функциональные особенности женских журналов эпохи НЭПа, отдельное внимание уделяется авторскому корпусу, в том числе ранее не изученным произведениям А. С. Вознесенского (настоящая фамилия — Бродский), подписывавшего свои материалы псевдонимом «Илья Ренц». В статье делаются выводы, что негосударственные женские издания семейно-бытовой направленности апеллировали к опыту дореволюционной журналистики и, обсуждая реформу быта и семьи, продолжали писать о традиционных семейных ценностях.
В статье прослежены интертекстуальные пласты поэмы И. Бродского «Горбунов и Горчаков» (Шекспир, Гете, Данте, А. Чехов, Л. Андреев, М. Булгаков и др.), устанавливается связь со священными текстами Ветхого и Нового заветов. Выявляется скрытый ученический (апостольский) сюжет, и, как следствие, предлагается иная, чем традиционно принята в бродсковедении, расстановка персонажей: герои Горбунов и Горчаков рассматриваются не как оппоненты-антиподы, но как герои тесно связанные, в частности, отношениями учителя и ученика. Трехчастная (условная) композиция поэмы, ориентированная на три дня и три ночи, изображенные в тексте, своей символической троичностью акцентирует поступательность апостольского пути Горчакова и подчеркивает его особую роль в судьбе Горбунова (вслед за Л. Андреевым, не Иуды предателя, но Иуды ученика). Внутренний «ученический» пласт поэмы позволяет Бродскому перейти к архетипическому сюжету, метафоризируя детали и символизируя ситуации, переводя их на более высокий уровень, насыщая емким философско-поэтическим смыслом. Продуманность хронотопической структуры поэмы — канун Пасхи, Страстная неделя, сумасшедший дом — опосредуется сложными аллюзиями, эксплуатирующими «внутреннюю семантику» знака, цифры, буквы. Теологическую функцию в поэме Бродского берет на себя Слово, божественный Глагол.
Fнализируется жанровая природа романа перуанского писателя Марио Варгаса Льосы «Зеленый дом». Особое внимание уделяется трем подходам к определению жанра: «Зеленый дом» как тотальный роман, рыцарский роман и индихенистский роман. Приводятся определения каждого рассматриваемого жанра. Проведен анализ господствующих подходов к определению жанра «Зеленого дома» в современных латиноамериканских исследованиях. Выделяется семь устойчивых характеристик тотального романа: радикально реалистическая авторская интенция, четкая структурная организация текста, композиционно-семантическое единство, сознание безграничности языка, всеохватность романа, нелинейность повествования, использование диалога как структурообразующего приема. Рассматривается вопрос о наличии в романе «Зеленый дом» признаков рыцарского романа. Представлены результаты сопоставительного анализа «Зеленого дома» и каталонского романа «Тирант Белый». Приводится сопоставление структуры «Зеленого дома» и обобщенной структуры индихенистского романа, анализируются ключевые признаки этого жанра. Делается вывод, что в случае с «Зеленым домом» прийти к жанровой определенности невозможно. Авторы доказывают, что «Зеленый дом» — это художественное произведение, сочетающее в себе элементы разных жанров, без каких-либо иных ограничений в интерпретациях, кроме прямо отвергаемых текстом.
Статья продолжает цикл работ, посвященных русской рецепции шотландского писателя Джеймса Хогга (1770—1835), известного интерпретатора народных баллад и автора «Исповеди оправданного грешника» (“The Private Memoirs and Confessions of a Justified Sinner”, 1824). Cобраны и обобщены факты и материалы, связанные с восприятием Дж. Хогга в России в советское время. Указывается, что в рассматриваемый период в исследованиях отечественных литературоведов высказывались отдельные суждения, посвященные традициям Р. Бернса в произведениях Дж. Хогга, роли В. Скотта в его судьбе и др. Отмечены появившиеся в советскую эпоху русские переводы произведений английской и американской классики (в частности, Дж. Г. Байрона, Э. А. По, Дж. Ф. Купера), которые содержали упоминания о шотландском поэте. Осмыслены публикации, включавшие сведения о Дж. Хогге, причем особое внимание уделено эпиграмме С. Я. Маршака «Надпись на камне» с упоминанием имени Дж. Хогга, исследованиям М. П. Алексеева, Б. Г. Реизова, Р. М. Самарина и др. Проанализированы научные работы А. Д. Ивановой, прежде всего — ее кандидатская диссертация «Своеобразие художественного творчества Джеймса Хогга» (1990), способствовавшая, наряду с изменениями в общественной жизни, произошедшими на рубеже 1980—1990-х годов, последующему возрождению интереса к Дж. Хоггу, появлению новых переводов его произведений.
В статье представлены результаты исследования жанровой формы экфрасиса в контексте «визуального поворота» в 1990— 2000-х годов. В статье рассматривается частный случай — стихотворение Шамшада Абдуллаева «Два фильма», в котором объединены впечатления от двух фильмов испанского режиссера Хосе Луиса Герина «En la ciudad de Sylvia» (2007) и «Tren de sombras» (1997). Установлено, что этот текст является одновременно и нарративом о рецепции, и опытом «поэтологического» высказывания, в котором поэт говорит о своем понимании сути искусства, природы творческого акта, связях поэзии и визуальной образности. Это «сложный экфрасис», предполагающий выстраивание мотивов и сюжетов разных произведений в единый смысловой ряд. Экфрастическое описание включает в себя как воспроизведение сюжетно значимых сцен, так и особенностей киноязыка. Доказано, что рецепция кино оказывается опосредована другими художественными кодами (фотография, литература), осложнена рефлексией над языком философии и эстетики («mono no aware», «nunc stans»). Семиотика визуального, тем самым, возникает на пересечении разных культурных кодов и контекстов.
В статье рассматривается вопрос о тайном поминовении Н. С. Гумилева его соратниками. Уделяется внимание роли рамочного текста — заголовков, посвящений, датировки стихотворений — в формировании криптотекста, сокрытия информации. Представлены результаты сопоставительного анализа текстов М. А. Зенкевича, В. И. Нарбута и С. М. Городецкого — так называемых «малых» акмеистов, которые имплицитно и эксплицитно отреагировали на смерть Н. С. Гумилева. Поднимается вопрос о противопоставлении скрытой эпитафии «для посвященных», представленной в цикле переводов из А. Шенье, выполненных М. А. Зенкевичем, и в неизданном сборнике В. И. Нарбута «Казненный Серафим», явной эпитафии-пасквилю, созданной С. М. Городецким. Новизна исследования видится в том, что рассматриваются средства создания «тайного некролога», дискурс которого был распространен во время политических репрессий и расстрелов. Актуальность исследования обусловлена рассмотрением стихотворений-некрологов в творчестве мало исследованных авторов-акмеистов. Авторы останавливаются на проанализированных ранее тайных поминовениях Н. С. Гумилева в стихах А. А. Ахматовой и О. Э. Мандельштама, которые по своему содержанию ближе к энигматической тризне, тайному поминовению близких людей. Доказано, что Нарбут и Зенкевич создают криптонекролог, скрытую эпитафию, более близкую к жанру надгробной речи.
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Рассматривается история культа Махакалы в бурятском буддизме. Представлено краткое введение в историю божества. Отмечается, что это один из главных покровителей школы гелук, взгляды и традиции которой распространились среди бурят. Выполнен обзор работ, содержащих наиболее ранние сведения о почитании божества в бурятских храмах. Сообщается, что культ Махакалы в Бурятии представлен преимущественным почитанием трех его форм: Шестирукой, Четырехликой и Белой Шестирукой. Показана важная роль культа Махакалы, который заменил наиболее почитаемых в общемонгольском мире шаманских духов-онгонов. Сообщается, что в период распространения буддизма среди бурят у монголов доминировало сакьясское направление с его главным покровителем Гургон Махакалой. Отмечается, что, несмотря на монгольские традиции, в бурятском буддизме утвердилась другая — Шестирукая форма божества. Автор полагает, что это связано с именем первого Пандито Хамбо ламы Дамба-Даржа Заяева, привнесшего в бурятский буддизм почитание этого божества напрямую из Тибета и назначившего его покровителем первого бурятского буддийского храма. Делается вывод о значимости культа Махакалы, который не только приобрел большое значение в рамках своей исконной религии, но и вошел в систему шаманских воззрений.
Выявлены социально-психологические особенности поведения российских военных в Финляндии в начальный период революции 1917 года, включая формирование поведенческих стереотипов, новых «образов врага», изменение их представлений о «своих» и «чужих», трансформацию социально-нравственных норм. Актуальность исследования обоснована необходимостью применения относительно нового историко-антропологического подхода к изучению роли военного фактора в истории России и Финляндии. На материалах революционного Гельсингфорса и нестоличных гарнизонов рассмотрен процесс идейного и организационного самоопределения сторонников эсеровской и большевистской партий, систематизированы и проанализированы сведения о численности и начале деятельности этих партийных организаций. Новизна исследования видится в том, что обращение к проблеме «Революция и человек» и изучение образов «Своего», «Чужого», «Другого» в восприятии участников и очевидцев событий в связи с их участием в общественных трансформациях революционного времени впервые позволяет получить представление об умонастроениях рядовых и офицеров — самой активной части русского населения Финляндии. Автор приходит к выводу, что роль российских военных в событиях весны 1917 года значительно более существенна, чем было принято считать прежде.
Рассматриваются проблемы модернизации внешнеполитической стратегии Ирана накануне Второй мировой войны, реализации комплекса мер по диверсификации его отношений с ведущими мировыми державами. Выявлены факторы, воздействующие на формирование конфликтных взаимоотношений Ирана с Великобританией и СССР. Прослеживаются особенности националистической политики режима Резашаха, направленной на освобождение страны от британского контроля и ослабление советского влияния в стране. Особое внимание уделено вопросам формирования прогерманского курса во внешней политике Ирана. Автор подчеркивает, что важную роль в сближении шахского режима Ирана с нацистским руководством Германии играл идеологический фактор (нацистская пропаганда об общем арийском происхождении немцев и иранцев). Констатируется, что сближение Ирана с Германией способствовало росту напряженности в Европе, усилению противостояния между блоком фашистских государств и лагерем антифашистских сил. Отмечается также, что в результате ирано-германского сближения взаимоотношения Москвы с Тегераном оказались в кризисной ситуации: усиление нацистского влияния в Иране побудило руководство СССР принять срочные меры для обеспечения надежной защиты южных рубежей страны перед угрозой германского нападения.
Рассматривается начальный период формирования пенитенциарной медицины на примере тюремной больницы Тобольского тюремного замка (острога). Статья является первой работой по истории пенитенциарной медицины в Тобольской губернии. В основу исследования лег широкий круг источников, наиболее значимы среди них документы центральных и региональных архивов, впервые вводимые в научный оборот. В конце XVIII — первой половине XIX веков происходит формирование нормативно-правовой основы пенитенциарной медицины, исполнение законодательных и подзаконных актов прослеживается в деятельности тюремной администрации, ее взаимодействии с Западно-Сибирским генерал-губернаторством, гражданскими губернаторами, государственными учреждениями. Обращается внимание на особенности организации медицинской помощи арестантам. Доказано, что развитие материальной базы больницы зависело не только от размера выделяемых казенных средств, а в большей степени от вкладов благотворительного фонда губернского попечительного о тюрьмах комитета, а также частной благотворительности. Утверждается, что руководство больницей осуществлялось врачами гражданской медицинской службы, только в 1854 году решением Правительствующего Сената в штаты тюрьмы была введена должность лекаря. Проанализированы причины заболеваемости и смертности заключенных, отмечен жертвенный подвиг тюремных лекарей в период эпидемии холеры 1848 года.
Представлена характеристика сухопутных коммуникаций Верхнего Прииртышья в структуре путей сообщения юга Западной Сибири на рубеже XVII—XVIII веков по данным хорографических чертежей С. Ремезова. Источниковый корпус исследования базируется на сохраняющих эвристическую значимость атласах тобольского изографа и опубликованных сведениях российских дипломатов. Повышение значимости маршрутов движения в Верхнем Прииртышье рассматривается в контексте динамики этносоциальной и политической ситуации в регионе. Особое внимание уделяется соотнесению конкретных траекторий перемещения с физико-географическими (гидрологическими, геоморфологическими) и социально-политическими (монастырями, ставками правителей) объектами местности. Авторы предлагают собственную трактовку категории «путь», приводят оригинальную карту-схему путей сообщения в верхнем и части среднего течения Иртыша. Доказывается существование в Верхнем Прииртышье в раннее Новое время двух ключевых траекторий передвижения: (1) караванных троп, отходивших от Иртыша и соединявшихся в верховьях Чара; (2) пути от Калбинского хребта по западной равнине Зайсана мимо гор Ортентау к Тарбагатайскому хребту и реке Эмель.
Периодизация истории и определение рамок Античности и Средних веков были вопросами, открытыми для научного обсуждения на переломе XIX—XX веков, когда в России и особенно в Санкт-Петербурге активно развивалась отечественная школа антиковедения и медиевистики. Концепция И. М. Гревса состояла в том, что Римская империя знаменовала собой начало Поздней Античности с ее особым экономическим укладом в виде крупного землевладения, но этот период закончился с наступлением эпохи варварских королевств. И. М. Гревс отделил Римскую империю от периода классической Античности и одновременно показал ее отличие от уклада раннего Средневековья. В своих курсах по всеобщей истории, прочитанных вслед за И. М. Гревсом, Н. И. Кареев описал древние универсальные монархии, которые стремились к распространению своей власти до пределов ойкумены и объединению различных традиций организации власти. Следует сделать вывод о том, что Н. И. Кареев дополнил периодизацию, предложенную И. М. Гревсом, найдя в Античном мире такой же переломный момент в виде эллинистической монархии, подобно найденному в Поздней Античности И. М. Гревсом.
Рассматриваются факторы сохранения и межпоколенной передачи традиционной культуры локальной группы марийцев, проживающей на территории Удмуртии в условиях иноэтничного окружения. Источниковую основу статьи составили собранные в 2007 году среди марийцев Каракулинского района Удмуртской Республики полевые этнографические материалы, впервые вводимые в научный оборот. Охарактеризованы социально-экономическое положение респондентов, сложившиеся механизмы адаптации к рыночным отношениям, сохранность традиционных обрядов и праздников, материальной и духовной культуры, использование родного языка, этнодемографические процессы, деятельность марийской общественности по поддержке этнической культуры. Автор отмечает, что исторически сформировавшийся механизм обеспечения жизнеспособности марийского социума включает в себя практики демографического поведения, этническую социализацию молодежи, воспроизводство элементов духовно-религиозной культуры (моления, семейные и календарные обряды, песни) и материального мира (национальный костюм, элементы архитектуры, музыкальные инструменты, национальная кухня), использование марийского языка. Доказано, что обрядовая сфера марийцев переживает трансформации, но при этом продолжает оставаться неотделимой частью бытия народа. В ходе работы также выявлено, что локальной группе марийцев в современных условиях для самосохранения требуется постоянно генерировать этнические маркеры на основе традиционной культуры. Ключевая роль в этом отводится деревенскому сообществу, образовательным учреждениям и общественным организациям.
В статье при использовании преимущественно историко-сравнительного и историко-генетического методов рассматривается вопрос развития Вятской и Слободской епархии, совпадающей в границах с Вятской губернией, при епископе Аполлосе (Беляеве). Уделяется особое внимание процессу организации религиозно-просветительской и миссионерской деятельности. Показано, что вплоть до назначения на должность епископа Аполлоса результаты данной работы были несущественными. Новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно рассматривает деятельность Вятского епископа Аполлоса в плане реализации общегосударственного религиозного курса, который включал активную просветительскую и миссионерскую работу местного духовенства. При епископе Аполлосе для повышения влияния духовенства на местное население, в том числе старообрядческое и неправославное, были проведены важные преобразования: в епархии было сформировано отдельное викариатство, открыты Вятский комитет Православного миссионерского общества и Вятское братство святителя и чудотворца Николая, а также реорганизована работа местного духовенства в целом. Это дало первые положительные результаты по усилению позиций Русской православной церкви среди местного населения Вятской епархии.
Рассматривается проблема выявления, описания и введения в научный оборот документов и материалов по истории русского морского офицерства, проживавшего в регионе южной Франции в 1920—1930-е годы. Актуальность и новизна исследования обусловлены введением в научный оборот документальных комплексов региональных, локальных и ведомственных архивов, содержащих сведения о русской военно-морской эмиграции во Франции. Автор обращает внимание на специфику выявления архивных документов в рамках исследуемой темы. Уделяется внимание особенностям комплектования фондов во французских архивах. Показано, как знание данной специфики позволяет находить и идентифицировать искомые материалы в условиях отсутствия тематических коллекций и указателей. Представлены результаты исследования обнаруженных автором архивных коллекций и фондов в региональных, локальных и ведомственных архивах, содержащих сведения об истории русской военно-морской эмиграции в южной Франции. Вопреки сложившимся во французской историографии представлениям о маргинальности данной темы демонстрируется потенциал её разработки на выявленных автором материалах. Выполнен обзор обнаруженных архивных фондов с точки зрения перспектив реконструкции коллективных и индивидуальных биографий русских морских офицеров-эмигрантов. Предлагается авторская классификация выявленных документальных комплексов.
Рассматривается процесс мобилизации канадских добровольцев, проводимый министром милиции Сэмом Хьюзом в годы Первой мировой войны. Хронологические рамки ограничены датами вступления Канады в войну (4 августа 1914 года) и окончанием активной фазы мобилизации канадских добровольцев (октябрь 1915 года) в связи с первыми симптомами кризиса комплектования армии. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью специфики мобилизационной активности Канады в годы Первой мировой войны. Впервые формулируются представления и анализируется деятельность министра милиции С. Хьюза в процессе мобилизации канадских войск в годы войны. Источниками для исследования послужили канадские историко-статистические сборники, а также собрание официальных документов канадского правительства и публикации канадской федеральной и провинциальной прессы за два военных года (1914—1915 годы). Прослеживается представления С. Хьюза по вопросу участия Канады в войне и его деятельность в области комплектования добровольческой армии (1914—1915 годы). Доказывается, что решительный характер С. Хьюза и авторитарный стиль его руководства предопределили характер канадской мобилизации. Фактически она вышла из-под контроля британских властей вследствие отказа министра от официального мобилизационного плана, предусматривавшего слишком медленные темпы комплектования войск. Таким образом, личные усилия С. Хьюза по организации процесса мобилизации способствовали ее полному успеху.
Исследуется формирование института аспирантуры по истории в СССР в 1930-е годы. В качестве источников используются опубликованные законодательные акты, публицистические материалы, архивные данные. Актуальность исследования обусловлена тем, что предлагаемая проблема рассматривалась зачастую в контексте истории научных и научно-образовательных учреждений либо исключительно через нормативно-правовые акты без учета реально существовавшей и складывающейся под влиянием сообщества ученых практики. Автор на материалах анализа учебных планов по подготовке аспирантов Московского университета, Ленинградского университета, Института истории АН СССР, а также индивидуальных планов аспирантов доказывает, что старшее поколение историков стремилось интегрировать дореволюционные стандарты и механизмы подготовки диссертантов в новые условия советской власти. Утверждается, что, несмотря на публикацию многочисленных постановлений, инструкций, правил правительственными структурами в отношении института аспирантуры в 1930-е годы, четкие рекомендации о характере процесса подготовки научных кадров отсутствовали. Руководители аспирантов, как правило, сами определяли объем требований к соискателям. Автором выявляется относительная свобода ученых-историков в определении условий и научных критериев вхождения неофитов в научное сообщество.
Статья посвящена изучению истории создания и первых лет деятельности Статистического отделения Министерства полиции в контексте деятельности ведомственных ученых подразделений России. На основе широкого круга опубликованных и архивных материалов автор рассматривает предпосылки организации учреждения, нормативно-правовую базу, регулировавшую его работу на раннем этапе, исследует эволюцию структуры и кадрового состава. Отмечено, что идеи сосредоточения статистических функций в одном ведомстве появились в России в начале XVIII века и приобрели особенную актуальность в период царствования Александра I. Анализируя делопроизводственную документацию, автор корректирует устоявшуюся в историографии дату создания ведомства и отмечает особенности его положения в составе Министерства полиции. Сделан вывод о том, что создание Статистического отделения носило характер административного эксперимента, финансирование его деятельности на раннем этапе осуществлялось из сторонних источников, а сотрудники не входили в штат министерства. Отмечено, что эффективность работы отделения напрямую зависела от личной заинтересованности руководителей — министра полиции А. Д. Балашева и профессора К. Ф. Германа. Им удалось подготовить основу для последующих усовершенствований в работе ведомства.
Статья посвящена малоизученному вопросу о реакции российской периодической печати на изменения в земском избирательном законодательстве по Положению о земских учреждениях 1890 года. Впервые рассмотрены позиции ведущих консервативных («Московские ведомости», «Гражданин», «Русское обозрение», «Русский вестник», «Новое время»), либеральных («Новости», «Неделя», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русские ведомости», «Судебная газета») и народнических («Русское богатство», «Новое слово», «Северный вестник») изданий. Показано отношение периодической печати к ключевым изменениям в системе земских выборов: учреждению сословных избирательных собраний, привилегированному положению дворянства, изменению порядка представительства от крестьян, лишению избирательных прав евреев, изменению порядка утверждения членов и председателей земских управ. Авторы доказывают, что отдельные нормы нового избирательного закона не устраивали как консервативные, так и либеральные и народнические издания. При этом внутри каждой из этих групп не было единого подхода. Отдельные консервативные издания в своих предложениях и критике были близки к либеральным («Новое время»), и наоборот («Новости», «Неделя»). В целом каждое из изданий концентрировалось преимущественно на отдельных изменениях, критикуя или поддерживая их, а также предлагая свои варианты их изменения.
Cтатья посвящена выборам в городские думы Кубанского края, проходившие весной — осенью 1919 года. Автор подробно останавливается на кубанском избирательном законе, согласно которому впервые в России была использована достаточно редкая избирательная система — панаширование, и результатах его применения. Рассматриваются избирательные кампании в Екатеринодаре и других городах края, анализируются результаты голосования и состав гласных. На примере Екатеринодара показаны различия в электоральных предпочтениях жителей «буржуазных» и «пролетарских» районов, а также влияние образовательного и имущественного уровня, рода занятий на политические предпочтения горожан. Особое внимание уделяется истории с убийством в редакции газеты «Утро Юга», причиной которого стала борьба между умеренно социалистическими избирательными объединениями, а одним из непосредственных поводов — предвыборные стихи С. Я. Маршака. Общие итоги выборов показывают, что в большинстве городов края победу одержали «правые» домовладельческие списки, но при этом автор полагает, что причиной этого было не столько изменение настроений масс, сколько абсентеизм левого и центристского электората.
ISSN 2227-1295 (Online)