Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Идентичность как организующая идея новой лексики и фразеологии

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-89-105

Полный текст:

Аннотация

Лексика и фразеология рассматриваются с позиций воплощения в них идеи идентичности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки динамики словарного состава языка. Показано, что идея идентичности вербализуется в номинациях человека по принадлежности к определенному социальному сообществу, имеющему профессионально-статусную, поколенческую, сословную и иные характеристики. Замечено, что новые фразеологизмы появляются в языке открытыми группами. Новизна исследования заключается в выявлении новых фразеогрупп, которые частично или полностью могут быть подвергнуты лексикографированию. Отмечается, что сетевое общение многократно усилило внимание к словам группа, сообщество и идее публично репрезентиуемой идентичности. Показано, что аналитический настрой современных СМИ обусловил ориентацию на рефлексию и конструирование экспертных оценок в виде ярких, запоминающихся идиом креативный класс, диванные бойцы и др. Интенсификация процессов языковой игры показана на примере выражений со словом воротнички, релизующими цветовой код (белые, золотые, платиновые воротнички и др.). Утверждается, что Интернет предоставил возможности для демонстрации множащихся идентичностей. «Четвертой словесной волной» (после бандитской, профессиональной, гламурной) предлагается считать молодежную, формирующуюся в интернет-коммуникации и выражающую стремление этой возрастной категории познать себя, свои ценности и место в мире.

Об авторах

Т. В. Леонтьева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Леонтьева Татьяна Валерьевна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языков массовых коммуникаций

Екатеринбург



А. В. Щетинина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Щетинина Анна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра языков массовых коммуникаций

Екатеринбург



Список литературы

1. Воронцова Т. А. Патрушева Лидия Сергеевна. Формирование социолекта в интернет-коммуникации / Т. А. Воронцова, Л. С. Патрушева // Филологический класс. — 2018. — № 3 (53). — С. 60—66.

2. Герд А. С. “Жаргон и социальная группа” / А. С. Герд // Вопросы психолингвистики. — 2016. — № 2 (28). — С. 106—111.

3. Елистратов А. А. Лексико-семантические параллели между жаргоном спортсменов и жаргоном наркоманов / А. А. Елистратов // Вестник РГГУ. Серия : Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2010. — № 9 (52). — С. 27—46.

4. Карасик В. И. Выражение статусных отношений средствами русского языка / В. И. Карасик // Русский язык в современном обществе : Функциональные и статусные характеристики, 2005. — С. 30—50.

5. Клименко Н. С. Язык материнских интернет-форумов как проявление феминной субкультуры XXI века / Н. С. Клименко // Культура и текст. — 2021. — № 2 (45). — С. 227—233. — DOI 10.37386/2305–4077–2021–2–227-233.

6. Красных В. В. Лингвокультурная идентичность homo loquens / В. В. Красных // Мир русского слова. — 2007. — № 4. — С. 11—15.

7. Кронгауз М. А. Ключевые слова эпохи / М. А. Кронгауз // Слово.ру : балтийский акцент. — 2010. — № 1—2. — С. 69—85.

8. Крылова М. Н. Язык современного интернет-общения (на материале интеллектуального контента социальной сети “ВКонтакте”) / М. Н. Крылова // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. — 2019. — № 1. — С. 128—137. — DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-128-137.

9. Лакофф Р. Социальная идентичность в жанре меню : “человек есть то, что он ест” / Р. Лакофф // Жанры речи. — 2012. — № 8. — С. 140—163.

10. Леонтович О. А. «Зеркало, в котором каждый показывает свой лик» : дискурсивное конструирование идентичностей / О. А. Леонтович // Russian Journal of Linguistics. — 2017. — Т. 21. — № 2. — C. 247—259. — DOI: 10.22363/2312-9182-2017-21-2-247-259.

11. Маштакова Е. И. “Словарь социолекта сноубордистов” / Е. И. Маштакова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. — 2018. — Т. 10. — № 4. — С. 53—58. — DOI: 10.17072/2037-6681-2018-4-53-58.

12. Озюменко В. И. Идентичность в современных лингвистических исследованиях / В. И. Озюменко, А. А. Горностаева, А. С. Борисова // Lingüística, Páginas. — 2019. — Vol. 15. — Pp. 87—99. — DOI: 10.30827/cre.v15i0.11259.

13. Савченко И. А. “Лингвоидентичность и социокультурные условия развития этнообщностей” Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2010. — Т. 1. — № 3. — С. 281—297.

14. Харченко Е. В. Социолект как средство межкультурной коммуникации / Е. В. Харченко // Филологические заметки. — 2017. — Т. 2. — № 15. — С. 124—135.

15. Хуснутдинов А. А. Фразеологическая единица как особая единица языка и параметры ее научного описания / А. А. Хуснутдинов // Русская фразеология и фразеография : К 100-летию А. И. Молоткова. — Иваново : Ивановский государственный университет, 2016. — С. 43—94. — ISBN 978-5-7807-1180-3.

16. Шмелев А. Д. Можно ли понять русскую культуру через ключевые слова русского языка? / А. Д. Шмелев, А. А. Зализняк, И. Б. Левонтина, А. Д. Шмелев // Ключевые идеи русской языковой картины мира : сборник статей. — Москва : Языки славянской культуры, 2005. — 544 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-94457-104-7.


Рецензия

Для цитирования:


Леонтьева Т.В., Щетинина А.В. Идентичность как организующая идея новой лексики и фразеологии. Научный диалог. 2021;(12):89-105. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-89-105

For citation:


Leontyeva T.V., Shchetinina A.V. Identity as an Organizing Idea of New Vocabulary and Phraseology. Nauchnyi dialog. 2021;(12):89-105. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-89-105

Просмотров: 140


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)