Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Новостные интернет-заголовки: онтологический и ортологический аспекты

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-122-138

Аннотация

Изложены результаты разноаспектного анализа новостных интернет-заголовков на материале заголовков агрегатора новостей Яндекса. Рассматривается вопрос о текстовом статусе новостных заголовков. При решении данной проблемы особое внимание уделяется формированию коррелятивных парадигм заголовков, объединенных общностью денотативного значения. Описываются способы семантического взаимодействия парадигм заголовков на основе разных типов тема-рематического развертывания. Доказывается, что парадигмы заголовков, дополняя друг друга в информационном и прагматическом аспектах, формируют дискурс интернет-заголовков. Делается вывод о том, что такой способ функционирования заголовков усиливает их семантическую и визуальную автономность от текста новости, что позволяет рассматривать новостные интернет-заголовки в качестве минитекстов. В статье осуществляется анализ частотных способов лексико-синтаксических трансформаций исходных заголовков, на основе которых формируются конституенты парадигм. При этом акцентируется внимание на ортологическом аспекте интернет-заголовков. Автор приходит к заключению, что ориентация на вариативность и оперативность заголовков приводит не только к появлению лексических и грамматических ошибок, но и к их тиражированию и закреплению в сознании адресата в результате изменения структуры познавательных моделей.

Об авторе

Е. Н. Широкова
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Россия

Широкова Елена Николаевна, доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной лингвистики

Нижний Новгород



Список литературы

1. Варзапова В. Ю. Заголовок сетевого медиатекста как автосемантичный текст / В. Ю. Варзапова // Тенденции развития науки и образования. — 2019. — № 50—10. — С. 15—18. — DOI: 10.18411/lj-05-2019-197.

2. Вахтель Н. М. Газетный заголовок как речевой акт / Н. М. Вахтель // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Филология. Журналистика. — 2004. — № 1. — С. 82—83.

3. Воронцова Т. А. Новостной заголовок как репрезентант события / Т. А. Воронцова // Политическая лингвистика. — 2017. — № 6 (66). — С. 21—25.

4. Воронцова Т. А. Образ события в новостном интернет-дискурсе / Т. А. Воронцова, М. А. Ковальчукова // Вестник Удмуртского университета. Серия : История. Филология. — 2015. — Т. 25. — № 4—3. — С. 102—108.

5. Высоцкая И. В. Заголовок интернет-новости как когнитивная модель ситуации / И. В. Высоцкая, П. Н. Кочетков // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия : История, филология. — 2018. — Т. 17. — № 6. — С. 89—96. — DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96.

6. Ковальчукова М. А. Новостной анонс в сети Интернет как речевой жанр дискурса СМИ : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.19 / М. А. Ковальчукова. — Ижевск, 2009. — 24 с.

7. Комаров Е. Н. Ценностные ориентиры в заголовках французских и русских средств массовой информации : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.20 / Е. Н. Комаров. — Волгоград, 2003. — 20 с.

8. Косериу Э. Современное положение в лингвистике / Э. Косериу // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. — 1977. — Т. 36. — № 6. — С. 514—521.

9. Лазарева Э. А. Заголовочный комплекс текста — средство организации и оптимизации восприятия / Э. А. Лазарева // Известия Уральского государственного университета. — 2006. — № 40. — С. 158—166.

10. Лукин В. А. Художественный текст : Основы лингвистической теории и элементы анализа / В. А. Лукин. — Москва : Ось-89, 1999. — 192 с. — ISBN 5-86894-279-5.

11. Малышев А. А. Кочующие заголовки : трансформация новостных заголовков на интернет-порталах / А. А. Малышев // Медиалингвистика. — 2013. — № 52. — С. 218— 221.

12. Негрышев А. А. Псевдосенсация в Интернете : опыт лингвистического описания / А. А. Негрышев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. — 2020. — Т. 19. — № 2. — С. 43—53. — https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2020.2.4.

13. Никифорова Ж. А. Проблема автономности заголовка в структуре гипертекста газетного номера / Ж. А. Никифорова // Вестник Челябинского государственного университета. Серия : Филология. Искусствоведение. — 2010. — № 11 (192). — Выпуск 42. — С. 87—92.

14. Олизько Н. С. Семиотико-синергетическая трактовка паратекста (на материале творчества Дж. Барта) / Н. С. Олизько // Вестник Челябинского государственного университета. — 2008. — № 3. — С. 71—75.

15. Ремчукова Е. Н. Малоформатные медиатексты «новостного потока» в фокусе лингвистики : жанровые и языковые особенности / Е. Н. Ремчукова, А. А. Апостолиди // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. — 2018. — Т. 9. — № 3. — С. 651—668. — DOI: 10.22363/2313-2299-2018-9-3-651-668

16. Трофимова Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России : функционирование русского языка в Интернете : концептуально-сущностные доминанты / Г. Н. Трофимова. — Москва : Изд-во РУДН, 2011. — 436 с. — ISBN 978-5-209-03170-3.

17. Хорошие и плохие заголовки. Критерии оценки с примерами : Рекомендации по оформлению заголовков для партнеров сервиса Яндекс Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://yandex.ru/support/news/headers.html (дата обращения 21.04.2021).

18. Хорошунова И. В. Реализация аттрактивной функции единиц разных уровней в русском языке (на материале заголовков новостных медиатекстов воронежских интернет-СМИ) / И. В. Хорошунова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия : Филология. Журналистика. — 2020. — № 4. — С. 74—77.

19. Христова Н. А. Воздействие речевой деятельности СМИ на познавательные структуры индивида : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.19 / Н. А. Христова. — Тверь, 2005. — 29 с.

20. Genette G. Paratexts : Thresholds of Interpretation / G. Genette. — Cambridge : Cambridge University Press, 1997. — 437 p. — ISBN 9780511549373.

21. Krasina E. A. Online English Newspaper Headlines as Media Linguistics Phenomenon (an Attempt of Linguistic Description) / E. A. Krasina, M. Souadkia // Theoretical and Practical Issues of Journalism. — 2020. — Т. 9. — № 1. — С. 136—148. — DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(1).136-148.


Рецензия

Для цитирования:


Широкова Е.Н. Новостные интернет-заголовки: онтологический и ортологический аспекты. Научный диалог. 2021;(12):122-138. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-122-138

For citation:


Shirokova E.N. Internet News Headlines: Ontological and Orthological Aspects. Nauchnyi dialog. 2021;(12):122-138. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-12-122-138

Просмотров: 370


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)