Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г. Е. Залесского

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-273-287

Полный текст:

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме диагностики уровня сформированности мотивационного и поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя. Авторы исходят из того, что процесс развития этих компонентов отражает динамику становления исследуемого личностного качества. Определена сущность и уточнено понятие экологической культуры личности. Выявлены ее основные структурно-функциональные компоненты. Особое внимание уделено развитию мотивационного компонента, связанного со становлением у студентов ценностно-смысловых образований (мотивов, потребностей и т. д.), которые в целом определяют их направленность на экологосообразную деятельность. Проведен анализ методик, посвященных вопросам формирования экологической культуры и воспитанности учащихся. Исследование показало, что в большинстве из них не рассматривается вопрос о выявлении характера личностных диспозиций испытуемых. Для решения проблемы исследования обосновывается возможность применения ценностно-нормативного метода, разработанного профессором Г. Е. Залесским для диагностики ценностно-мотивационных образований личности. В статье представлена авторская разработка и результаты апробации варианта диагностической методики. Отмечается, что данная разработка позволяет оценить уровень развития интринсивной экологической мотивации студентов и соответствующего ей типа поведения. Доказано, что с учетом характера взаимодействия трех важнейших компонентов экологической культуры личности - когнитивного, мотивационного и поведенческого - возможно получить предварительную типологию уровня экологической культуры испытуемых.

Об авторах

И. П. Шутова
Тюменский государственный университет
Россия


Н. В. Осинцева
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Герасимова А. С. Ценностно-деятельностный подход к психодиагностике учебной мотивации студентов / А. С. Герасимова // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - № 4. - С. 116-121.

2. Глазачев С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя : диссертация в виде научного доклада … доктора педагогических наук : 10.00.08 / С. Н. Глазачев. - Москва, 1998. - 68 с.

3. Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности : монография / Г. Е. Залесский. - Москва : МГУ, 1994. - 138 с.

4. Захлебный А. Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2012. - № 1. - С. 39-43.

5. Захлебный А. Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Россия в окружающем мире 2008. Устойчивое развитие : экология, политика, экономика. Аналитический ежегодник. - Москва : Издательство МНЭПУ, 2008. - С. 144-170.

6. Игнатова В. А. Формирование экологической культуры учащихся : теория и практика : монография / В. А. Игнатова. - Тюмень : ТГУ, 1998. - 196 с.

7. Каминская Т. Ю. Роль мотивационного компонента образа Я в развитии самосознания школьников : автореферат диссертации.. кандидата психологических наук : 19.00.07 / Т. Ю. Каминская. - Москва, 2010. - 29 с.

8. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация / В. И. Панов, М. О. Мдивани, Э. В. Лидская, Ш. Р. Хисамбеев // Российский научный журнал. - 2010. - № 1 (14). - С. 64-78.

9. Михайлов В. В. Воспитание готовности студентов к конструктивному поведению в экологически значимых ситуациях : автореферат диссертации.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / В. В. Михайлов. - Магнитогорск, 2005. - 24 с.

10. Немов Р. С. Психология : учеб. для вузов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 688 с.

11. Осинцева Н. В. Организация педагогического эксперимента и математическая обработка его результатов : учебно-методическое пособие к спецкурсу для учителей технологии / Н. В. Осинцева. - Ишим : ИГПИ им. П. П. Ершова, 2005. - 48 с.

12. Редькина Е. Б. Влияние особенностей мотивации формирования мировоззрения на уровень его развития у учащихся : автореферат диссертации.. кандидата психологических наук : 19.00.07 / Е. Б. Редькина. - Москва, 1992. - 14 с.

13. Салтыкова О. И. Проблема метода изучения экологической воспитанности учащихся : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / О. И. Салтыкова. - Москва, 1999. - 136 с.

14. Шутова И. П. Методические основы формирования экологической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / И. П. Шутова. - Москва, 2001. - 262 с.


Для цитирования:


Шутова И.П., Осинцева Н.В. Диагностика уровня сформированности мотивационного и деятельностно-поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя: применение метода Г. Е. Залесского. Научный диалог. 2017;(4):273-287. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-273-287

For citation:


Shutova I.P., Osintseva N.V. Diagnostics of Level of Formation of Motivational, Activity and Behavioral Components of Ecological Culture of Personality of Future Teacher: Application of Method by G. E. Zalessky. Nauchnyi dialog. 2017;(4):273-287. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-273-287

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)