Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 4 (2017)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ 

134-144 259
Аннотация
Статья посвящена анализу военного хозяйства русской армии в первой половине XIX века. Рассматриваются особенности функционирования полковых и ротных хозяйств. Указывается на большую автономию, которой располагали командиры частей при проведении хозяйственных операций. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной историографии подробно комментируются конфликтные ситуации, возникавшие при смене командиров частей. Описываются формальные и неформальные механизмы разрешения подобных конфликтов. Автор делает вывод о том, что злоупотребления при ведении военного хозяйства возникали в силу объективных причин, в первую очередь из-за слабого развития российской экономики. Подобные нарушения было невозможно победить только лишь административными методами. Автор указывает на то, что нужно было существенно увеличить финансирование армии, чтобы войска не занимались махинациями и самоснабжением. Подчеркивается, что было необходимо также развитие русской промышленности и транспорта, чтобы стали возможными крупные централизованные заготовки силами военного ведомства. Исследование базируется на архивных материалах о службе русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, Российском государственном историческом архиве и Научном архиве Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
145-158 252
Аннотация
Анализируется проблема национально-государственного строительства, которая активно обсуждалась теоретиками коммунизма на заре становления советской власти. Большое внимание уделяется работе II конгресса Коммунистического Интернационала, собравшегося в 1920 году, в период советско-польской войны, когда создание нового многонационального государства появилось на повестке дня. Новизна предлагаемого исследования заключается в том, что в научных работах данная проблема пока не поднималась. Охарактеризованы особенности борьбы мнений в коммунистическом руководстве по национальному вопросу и геополитическим проблемам, решение которых остается актуальным и сегодня. Автор приходит к выводу о том, что теоретические положения коммунистов менялись в зависимости от международной обстановки. В 1920 году во время «революционного наступления» выдвигалась утопическая идея создания Мировой Советской республики и установления диктатуры пролетариата. Позднее, с окончательным оформлением Версальской системы, Коминтерном были выдвинуты более умеренные лозунги, фактически совпадавшие с программой мировой социал-демократии, мирного прихода к власти через парламентские выборы и создания Соединенных Штатов Европы.
159-167 255
Аннотация
Статья посвящена определению границ территории, над которой в первой трети XVII века осуществлялась власть Амиргуна хана Каджара - правителя Ереванского ханства и Чухурсаадского беглербекства. По данным источников, после отвоевания Еревана у Османской империи шахиншах Аббас I Сефевид передал Ереван и территории Чухур-Саада под управление Амиргуна хана, но границы нового владения источники нигде не указывают. На основании данных Аракела Даврижеци, Закария Канакерци, Искандера Мунши, Эвлия Челеби, актового материала и других источников в статье доказывается, что на востоке и юге владения Амиргуна хана граничили с Гянджинским и Тебризским беглербекствами, на севере существовала спорная граница с грузинскими царствами и княжествами, а на западе, где находились владения Османской империи, стабильной границы в период войны вообще не существовало. Тем не менее исследование источников позволило выявить территории, подчиненные Амиргуна хану и его сыну Тахмасп Кули хану в 1604-1635 годах, вплоть до нового завоевания Ереванского ханства Османской империей.
168-187 231
Аннотация
Статья посвящена недостаточно разработанной в отечественной историографии теме, особенно в том, что касается ее регионального аспекта. Исследование проведено на материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее высокой значимостью для общественных наук, прежде всего для истории, социологии и политологии. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанных архивных фондах. В исследовании констатируется, что трудовое законодательство в СССР носило, по сути, карательный характер. Утверждается, что вся история коммунистической власти в нашей стране - это история административно-принудительного труда советского народа. Декларируется, что в советский период истории, вплоть до начала «перестройки», были невозможны какие-либо исследования проблемы административного принуждения к труду в СССР. Подчеркивается, что почти до самых последних дней существования Советского Союза уклонение граждан от «общественно-полезного труда» в любом случае рассматривалось как серьезное нарушение закона и всячески преследовалось, начиная с мер общественного воздействия и заканчивая применением уголовного законодательства. Доказывается, что руководство коммунистической партии и государства рассматривало репрессивность в трудовой сфере как непременное условие нормального функционирования и укрепления режима, как постоянно действующий инструмент упрочения собственной власти и, в конечном итоге, как естественную закономерность «социалистического строительства».
188-197 219
Аннотация
Рассматривается вопрос о занятии провинциального купечества земледелием в неблагоприятных для этого климатических условиях Западного Забайкалья. Автор останавливается на конкретном примере сельскохозяйственной деятельности верхнеудинского купца первой гильдии Григория Шевелева. Показано, что забайкальские купцы в большей массе были высокообразованными представителями своего сословия, общались с декабристами, являлись источником формирования местной интеллигенции, занимались исследованиями в различных областях знаний, выступали спонсорами и были участниками многих научных экспедиций края. При этом особое внимание уделено тому факту, что развитие земледелия и усовершенствование технических приспособлений купцами осуществлялось помимо основной предпринимательской деятельности, зачастую носило увлекательный и экспериментальный характер, так как не приносило прибыль. На основе биографического метода с привлечением документов Государственного архива Республики Бурятия и материала, извлеченного из Земледельческого журнала 30-х годов ХIХ века, показана профессиональная деятельность купца Г. Шевелева, известного своими связями с Императорским московским обществом сельского хозяйства (ИМОСХ). По рекомендации А. Н. Муравьева купец впервые в Восточной Сибири под Верхнеудинском основал опытный хутор для занятия сельским хозяйством, за что был награжден золотой медалью ИМОСХ.
198-218 256
Аннотация
Рассматриваются публикации отечественных историков по вопросу использования в политической работе среди японских военнопленных, размещенных в СССР, газеты «Ниппон симбун» («Японская газета») - единственной газеты, издаваемой в Советском Союзе на японском языке для японских военнопленных. Статья содержит историографический анализ работ, опубликованных в России в период с 1994 по 2016 гг. Автором выявлены результаты работы исследователей по изучению использования данной газеты в идеологической «обработке» военнопленных. Определены и зафиксированы как успехи и достижения исследователей, так и недостаточно изученные аспекты темы. Среди недостаточно исследованных вопросов темы - состав редакции газеты, периодичность выхода в свет, тираж, а также разные периоды в работе редакции и функции газеты на различных этапах политической работы среди японских военнопленных. Констатируется отсутствие в отечественной историографии монографий, а также научных статей и сообщений, посвященных газете «Ниппон симбун», хотя она выходила в свет с 1945 до конца 1949 г. относительно большим тиражом. Автор обнаружил явно недостаточное освещение работы в качестве руководителя газеты ее главного редактора И. И. Коваленко. Подчеркивается целесообразность подготовки и издания сборника документов о политической работе среди японских военнопленных в СССР, в котором содержались бы и материалы о газете, практике ее использования в политической работе.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

220-232 265
Аннотация
Рассматривается проблема родительского контроля как одной из базовых характеристик детско-родительских отношений. Авторы исходят из того, что своеобразие современной эпохи определяется доминированием общества префигуративной культуры со свойственным ему разрушением схем и моделей поведения, сложившихся в предшествующих поколениях. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей осуществления родительского контроля в современном обществе. Охарактеризованы основные сферы его применения и способы реализации. Показано, что приоритетной областью контроля сегодняшних родителей является состояние здоровья ребенка. Авторы отмечают, что в то же время многими родителями недооценивается важность контроля в сфере взаимодействия детей с Интернетом и другими современными средствами массовой коммуникации. Подчеркивается, что в современных условиях «доверительный» контроль в этих сферах равносилен попустительству и отказу нести ответственность за ребенка. Показано, что в информационном обществе неприменимы прежние, традиционные формы родительского контроля, характерные для общества постфигуративной культуры. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном понимании взрослыми глобальных изменений всей сферы социального взаимодействия, связанных с формированием принципиально новой коммуникационной культуры современного общества. Ставится вопрос о необходимости выработки новых способов родительского контроля, отвечающих требованиям современной эпохи.
233-245 261
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования у аспирантов российских вузов навыков представления результатов собственной научной деятельности в письменной и устной форме на русском и иностранном (английском) языках. Одной из важных причин, мешающих решению проблемы, авторы считают обобщенность целей обучения и равнозначность требований к овладению родным и иностранным языком в современных вузовских стандартах на этапе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Отмечается также неравнозначное количество часов, выделяемых на изучение русского и иностранного языков начиная со старшего звена общеобразовательной школы. Опираясь на опыт многолетней работы, авторы излагают свое видение путей решения этой проблемы для российской аудитории. В качестве компромиссного варианта в существующих условиях предлагается введение для названной категории обучающихся нового, интегрированного, двуязычного курса. Цель курса - помочь аспирантам различных специальностей в подготовке и публикации научных работ на русском и английском языках и обеспечить возможность их заочного и очного участия в конференциях российского и международного уровня. Выбор названия курса осуществлен с учетом анализа зарубежного опыта и русской риторической традиции. Представлена авторская разработка модулей курса «Научное письмо и научная риторика», предлагается краткое описание их содержания.
246-256 257
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с основными методическими аспектами разработки и создания электронного курса «Electronic literature: language and digital culture education practice» для магистрантов второго года обучения (комбинированной формы) направления 44.04.01 «Педагогическое образование». Новизна исследования видится в предлагаемом механизме интеграции электронных художественных произведений в практику обучения иностранному языку (английскому) и литературе, который основан на учебных модулях трех типов: вводных, тематических и метатеоретических. Вводные модули направлены на анализ структуры и основных свойств электронного художественного текста. Тематические модули курса предполагают изучение электронных нарративов с точки зрения их структуры, жанровой принадлежности и лексико-стилистических особенностей. В задачу тематических модулей входит также изучение и анализ элементов синтетической структуры электронного повествования (аудио, видео, графики и анимации). Метатеоретический модуль направлен на формирование у магистрантов методических навыков для разработки и создания онлайн-курса или отдельных обучающих модулей по электронной литературе и современной медиакультуре. Актуальность исследования обусловлена выраженным интересом современного общества к подготовке специалистов с навыками и опытом в области межпредметных исследований.
257-272 298
Аннотация
Рассматривается вопрос о развитии толерантности у учащихся старшей школы в контексте отечественного инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию толерантных отношений между одноклассниками. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы развития толерантности, приведённые в шести диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Работы посвящены развитию различных видов толерантности: общей, этнокультурной, коммуникативной, гендерной. Подчеркивается, что ни в одной диссертации не изучается отношение к юношам и девушкам с ограниченными возможностями здоровья, что представляется авторам неправильным в контексте отечественного инклюзивного образования. Также отмечается, что большинство исследователей предлагают развивать терпимость учащихся с помощью проблемных дискуссий. Авторы статьи убеждены, что закладывание основ толерантности (её формирование ) должно происходить не в старшей и даже не в основной, а в начальной школе. В 10-11-х классах следует продолжать заниматься развитием данного качества. Новизна исследования заключается в критике современного подхода, подчёркивающего, прежде всего, относительное достоинство школьника - его природные задатки и достигнутые результаты. Предлагается уделять больше внимания абсолютному достоинству любого ребёнка - способности быть, мыслить и чувствовать.
273-287 337
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме диагностики уровня сформированности мотивационного и поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя. Авторы исходят из того, что процесс развития этих компонентов отражает динамику становления исследуемого личностного качества. Определена сущность и уточнено понятие экологической культуры личности. Выявлены ее основные структурно-функциональные компоненты. Особое внимание уделено развитию мотивационного компонента, связанного со становлением у студентов ценностно-смысловых образований (мотивов, потребностей и т. д.), которые в целом определяют их направленность на экологосообразную деятельность. Проведен анализ методик, посвященных вопросам формирования экологической культуры и воспитанности учащихся. Исследование показало, что в большинстве из них не рассматривается вопрос о выявлении характера личностных диспозиций испытуемых. Для решения проблемы исследования обосновывается возможность применения ценностно-нормативного метода, разработанного профессором Г. Е. Залесским для диагностики ценностно-мотивационных образований личности. В статье представлена авторская разработка и результаты апробации варианта диагностической методики. Отмечается, что данная разработка позволяет оценить уровень развития интринсивной экологической мотивации студентов и соответствующего ей типа поведения. Доказано, что с учетом характера взаимодействия трех важнейших компонентов экологической культуры личности - когнитивного, мотивационного и поведенческого - возможно получить предварительную типологию уровня экологической культуры испытуемых.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)