Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 4 (2017)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-19 13
Аннотация
Изложены результаты анализа устойчивых сравнений шведского языка, характеризующих межличностные отношения. Цель статьи - выявить национальное своеобразие способов выражения представлений о межличностных отношениях в шведской лингвокультуре. Материалом для исследования послужили устойчивые выражения, извлеченные из фразеологических словарей шведского языка; текстовые фрагменты из шведской художественной литературы и публицистики, включающие анализируемые лексические единицы; результаты опроса носителей шведского языка, а также данные словарей устойчивых сравнений русского языка. Анализ шведской фразеологии проводится на фоне соответствующего фрагмента языковой картины мира в русской лингвокультуре. Актуальность и новизна исследования обусловлены отсутствием на данный момент масштабных исследований, посвященных анализу шведских устойчивых сравнений в лингвокультурологическом аспекте, а также отсутствием словаря шведских устойчивых сравнений и русско-шведского словаря устойчивых сравнений. В результате проведенного анализа можно констатировать, что рассмотренное идеографическое поле устойчивых сравнений шведского языка существенно отличается по своему составу от соответствующего поля в русском языке. Только языковые факты трех идеографических групп данного поля имеют полные или частичные русские эквиваленты. Единицы остальных групп рассмотренного поля требуют подробного лингвокультурологического, а в некоторых случаях и историко-этимологического комментария при представлении их в русскоязычной аудитории.
20-33 11
Аннотация
Рассматриваются вопросы взаимодействия национальных языков скандинавского региона и транснационального английского языка как инструмента лингвистической глобализации. Новизна исследования видится в том, что взаимодействие английского и национальных языков впервые трактуется в контексте стереотипных отношений к проблеме, с одной стороны, лингвистов и разработчиков языковой политики, с другой - рядовых граждан. Актуальность исследования обусловлена тем, что модель аттитюдных стереотипов служит ключом к пониманию национальной языковой политики в Дании, Швеции и Норвегии и может быть экстраполирована на другие регионы. Автор проводит анализ дискуссии, развернувшейся среди скандинавских лингвистов относительно вытеснения национальных языков из отдельных коммуникативных сфер и послужившей основанием для разработки официальных документов, регламентирующих статус национального и английского языков. Доказывается, что большинство специалистов и рядовых граждан являются сторонниками распространения английского языка как прагматического инструмента международной коммуникации, а незначительное меньшинство - противниками, призывающими защитить национальные языки от его агрессии. Аргументируется тезис о том, что в скандинавском регионе сложился симбиоз двух аттитюдных стереотипов - убежденности в необходимости сохранения статуса и функций национального языка и одновременно прагматического принятия экспансии английского языка как факта современной языковой ситуации.
34-43 7
Аннотация
Рассматриваются теоретические вопросы языкового функционирования на примере становления и развития немецкого газетно-публицистического стиля. При этом представлена авторская разработка системы регулирования стиля и языкового потенциала средств выражения, которая базируется на двух типах разнородных принципов - строго детерминистских, с одной стороны, и стохастических, основанных на вероятностных критериях, с другой. Актуальность исследования обусловлена необходимостью установления конкретных детерминат развития стилистической системы, дающих объективную, обобщающую базу для теоретического осмысления разрозненных эмпирических фактов. Установлено, что общедиалектическими детерминатами развития стилистической системы языка являются каузальность и целесообразность. Конкретные детерминаты, определяющие функциональную специфику изучаемого стиля - газетно-публицистического стиля немецкого языка на завершающем этапе его формирования в XIX столетии: стилевые принципы уместности, ясности изложения, его последовательности и наглядности. Доказано, что доминирующим способом тематического развертывания публицистического текста в немецком языке является аргументативный способ, основанный на методе практической аргументации. Как стохастические (вероятностные, возможные) рассматриваются конкретные языковые признаки общих стилевых принципов.
44-56 15
Аннотация
Статья посвящена сопоставительному исследованию русских, английских и итальянских фразеологизмов с компонентом-зоонимом. Актуальность проведенного исследования обусловлена значимостью рассматриваемых единиц для понимания особенностей менталитета представителей разных лингвокультур и улучшения процесса межкультурной коммуникации, поскольку данные фразеологизмы наглядно демонстрируют как общность, так и различие в ценностях, стереотипах и моделях поведения в национальных культурах. В статье выполнен обзор научной литературы, посвященной изучению зоонимов, и представлены результаты собственного исследования. Его новизна видится в том, что предлагается подробная классификация фразеологических единиц с компонентом-зоонимом на основе проведенного анализа их структурно-семантических особенностей на материале корпуса трех неблизкородственных языков. По структуре выделены субстантивные, адъективные, глагольные и адвербиальные фразеологизмы. Внутри структурных групп на семантическом основании выделены подгруппы, обозначающие человека, его опыт, статус, положительные и отрицательные качества, типичные свойства, эмоциональное и физическое состояние, поведение, речевую деятельность, межличностные отношения и др. Уделяется внимание оценочной коннотации рассматриваемых единиц. Выявлены доминантные образы во фразеологии русского, английского и итальянского языков, и рассмотрены их значения в сопоставительном аспекте.
57-69 13
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению внутренней формы слова как живого механизма обыденного метаязыкового сознания. Выделяя три типа внутренней формы - тривиальную, потерянную и затемнённую, автор сосредоточивает внимание на последней, поскольку она представляет наибольший интерес в рамках наивной лингвистики. Для выявления принципов её функционирования в сознании носителей языка автор обращается к эксперименту и обработке полученных результатов по четырём параметрам: (1) правильность, (2) системность, (3) стратегия установления внутренней формы слова и (4) тип ошибки при её интерпретации. Анкетирование позволило сделать ряд умозаключений. Прежде всего, установлено, что затемнённая внутренняя форма практически не осознаётся носителями языка и в связи с этим не может считаться живым элементом значения слова. Во-вторых, выявлено, что прочтение внутренней формы, даже в случае ошибочного результата, редко выходит за рамки возможностей языковой системы. В-третьих, определено, что среди стратегий установления внутренней формы слова лидирующие позиции занимает анализ его корня при игнорировании других компонентов морфемной структуры. В-четвёртых, выяснено, что наиболее частотной ошибкой интерпретации внутренней формы является неверное комментирование образа, положенного в основу номинации.
70-80 27
Аннотация
Статья посвящена анализу комбинаторных характеристик речевой формулы извинения сорри / sorry в русском языке, используемой в неформальном общении. Рассмотрено 150 текстовых фрагментов, включающих данную формулу, извлеченных из корпусов русского языка. На основе данного материала проведен анализ сочетаемости данной единицы речи в каждом из её значений. Исследуемые образцы словоупотреблений разделены на две группы согласно двум основным функциям, которые может выполнять данная речевая формула. К первой группе относятся случаи, в которых выражение извинения является основной функцией формы сорри / sorry . Ко второй группе относятся случаи, в которых выражение извинения является её вторичной функцией и анализируемая форма в первую очередь используется для смягчения высказывания, установления коммуникативного контакта, завершения коммуникативной ситуации. В статье выявляется соотношение случаев использования формулы извинения сорри / sorry в различных функциях. Новизна исследования видится в том, что до сих пор не было отдельных исследований комбинаторных характеристик синтаксических единиц. Полученные результаты выявляют продуктивность подхода к изучению функционирования языковых единиц с точки зрения комбинаторного синтаксиса и подтверждают осуществимость подобной задачи.
81-98 8
Аннотация
Рассматриваются особенности функционирования этикетного речевого жанра приветствия в русском духовном письме. Обращаясь к эпистолярному наследию русских духовных наставников-монахов, автор показывает, что приветствие в духовных письмах существенным образом отличается от приветствий в иных типах частных писем. Примеры, взятые из текстов, адресованных духовным ученикам, родственникам, священнослужителям, убеждают в том, что отличия касаются в основном используемых этикетных формул, а такие формулы приветствия, как Христос посреди нас! , Христос воскресе , Спаси, Господи , С нами Бог и другие, становятся маркером духовного письма. Особое внимание в работе уделяется рассмотрению причин возникновения отличительных особенностей приветствий в письмах русских монахов. Обусловленность существования специфических этикетных формул видится прежде всего в христианском мировоззрении корреспондентов, следовании традициям исихазма, эпистолярным канонам, установленным церковными писателями прошлого. Также автор останавливается на вопросах, связанных с принципом теоцентризма, который, как показывает анализ церковно-религиозных эпистолярных текстов, находит отражение и в их этикете. Наиболее частотные этикетные формулы, встречающиеся в приветствиях, - те, в которых присутствуют слова Бог, Христос, Божий, Господь, Господи . Христианская идея спасения определяет использование в приветствиях слов Спасайся, Спасайтесь .
99-109 15
Аннотация
Представлены результаты сопоставительного анализа русских производных предлогов под видом , под предлогом и их французских предложных аналогов sous couvert de , souscouleurde , sous l’apparence de , enguisede , au motif de , sousprétextede . Актуальность исследования определяется необходимостью дополнения и уточнения существующих лексикографических описаний служебных единиц, особенно в сопоставительном ракурсе. Новизна исследования заключается в выборе единиц для сопоставительного анализа и используемом подходе к их описанию. Материалом служили публицистические и художественные тексты двух языков, выбранные из электронных текстовых баз (текстовый корпус и архивы газет). В работе поднимается вопрос о степени соответствия исследуемых единиц друг другу. Особое внимание уделяется анализу синтаксических возможностей каждой из рассматриваемых предложных единиц и их семантическим особенностям. Автор делает вывод о том, что из всех анализируемых единиц французское предложное выражение sous couvert de в наибольшей степени соответствует русскому предлогу под видом по своим синтаксическим и семантическим свойствам, а единицы au motif de и sousprétextede являются аналогами русского под предлогом .

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

111-119 9
Аннотация
Статья посвящена переводам М. Дудина из любовной лирики Аветика Исаакяна. Отмечается, что поэзия Исаакяна является вершиной армянской литературы, и неслучайно поэта еще при жизни называли Мастером. Основными в его поэзии можно считать темы родины, гражданского миропонимания, а также любви и природы. Автор статьи исходит из того, что через философские размышления поэта раскрывается его глубокий внутренний мир. С конца первой половины ХХ столетия поэзию Исаакяна стали переводить такие поэты, как А. Ахматова, Е. Николаевская, В. Звягинцева, И. Снегова, М. Дудин и др. В статье посредством сопоставительного анализа исследованы переводы М. Дудина из любовной лирики Исаакяна. Данная работа позволяет оценить качество перевода стихов поэта с армянского языка на русский и их соответствие оригиналам. Исследование показало, что представленные переводы соответствуют оригинальным поэтическим текстам по смыслу и стилю, поэтому в них ощущается дух национальной культуры и настроение армянского поэта. Показано, что в переводах М. Дудин проявил себя мастером построения рифмы, умело вплетая в нее изобразительно-выразительные средства, свидетельствующие о богатстве и изысканности поэтического языка русского поэта.
120-132 7
Аннотация
Статья посвящена исследованию бестиария «Темных аллей» И. А. Бунина. Автор обращает внимание на то, что «Темные аллеи» Бунина густо населены животными, птицами, рыбами, пресмыкающимися, насекомыми. Приводится полный список живых существ, которые упоминаются в книге: лошади, волы, ослы, козел, овцы, кролики, собаки, барс, лось, олень, крысы, летучая мышь, еж, лягушки, орлята, филин и др. Сообщается, что всего в книге использовано 286 словоформ с анималистической семантикой. Зооморфная образность рассматривается как важнейшее средство создания в художественном тексте интегрального образа живого Универсума - бесконечного мироздания, в котором все сущее равноправно и сопричастно друг другу. Автор показывает, что интенсивность обращения к бестиарной образности на протяжении всей книги неравномерна и претерпевает большие изменения. Отмечается, что из 40 текстов только в четырех совершенно отсутствует анималистическая лексика. Уделяется внимание отражению бунинского мироощущения и творческих задач писателя в специфике бестиарного движения. Например, одна из художественных задач писателя - передать читателю ощущение преизбытка живой жизни, что объясняет значительное количество в тексте глагольной лексики, описывающей движения и передвижения живых существ. Представлен анализ новеллы «Ночлег».

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

134-144 8
Аннотация
Статья посвящена анализу военного хозяйства русской армии в первой половине XIX века. Рассматриваются особенности функционирования полковых и ротных хозяйств. Указывается на большую автономию, которой располагали командиры частей при проведении хозяйственных операций. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной историографии подробно комментируются конфликтные ситуации, возникавшие при смене командиров частей. Описываются формальные и неформальные механизмы разрешения подобных конфликтов. Автор делает вывод о том, что злоупотребления при ведении военного хозяйства возникали в силу объективных причин, в первую очередь из-за слабого развития российской экономики. Подобные нарушения было невозможно победить только лишь административными методами. Автор указывает на то, что нужно было существенно увеличить финансирование армии, чтобы войска не занимались махинациями и самоснабжением. Подчеркивается, что было необходимо также развитие русской промышленности и транспорта, чтобы стали возможными крупные централизованные заготовки силами военного ведомства. Исследование базируется на архивных материалах о службе русской армии, которые хранятся в Российском государственном военно-историческом архиве, Российском государственном историческом архиве и Научном архиве Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
145-158 5
Аннотация
Анализируется проблема национально-государственного строительства, которая активно обсуждалась теоретиками коммунизма на заре становления советской власти. Большое внимание уделяется работе II конгресса Коммунистического Интернационала, собравшегося в 1920 году, в период советско-польской войны, когда создание нового многонационального государства появилось на повестке дня. Новизна предлагаемого исследования заключается в том, что в научных работах данная проблема пока не поднималась. Охарактеризованы особенности борьбы мнений в коммунистическом руководстве по национальному вопросу и геополитическим проблемам, решение которых остается актуальным и сегодня. Автор приходит к выводу о том, что теоретические положения коммунистов менялись в зависимости от международной обстановки. В 1920 году во время «революционного наступления» выдвигалась утопическая идея создания Мировой Советской республики и установления диктатуры пролетариата. Позднее, с окончательным оформлением Версальской системы, Коминтерном были выдвинуты более умеренные лозунги, фактически совпадавшие с программой мировой социал-демократии, мирного прихода к власти через парламентские выборы и создания Соединенных Штатов Европы.
159-167 7
Аннотация
Статья посвящена определению границ территории, над которой в первой трети XVII века осуществлялась власть Амиргуна хана Каджара - правителя Ереванского ханства и Чухурсаадского беглербекства. По данным источников, после отвоевания Еревана у Османской империи шахиншах Аббас I Сефевид передал Ереван и территории Чухур-Саада под управление Амиргуна хана, но границы нового владения источники нигде не указывают. На основании данных Аракела Даврижеци, Закария Канакерци, Искандера Мунши, Эвлия Челеби, актового материала и других источников в статье доказывается, что на востоке и юге владения Амиргуна хана граничили с Гянджинским и Тебризским беглербекствами, на севере существовала спорная граница с грузинскими царствами и княжествами, а на западе, где находились владения Османской империи, стабильной границы в период войны вообще не существовало. Тем не менее исследование источников позволило выявить территории, подчиненные Амиргуна хану и его сыну Тахмасп Кули хану в 1604-1635 годах, вплоть до нового завоевания Ереванского ханства Османской империей.
168-187 17
Аннотация
Статья посвящена недостаточно разработанной в отечественной историографии теме, особенно в том, что касается ее регионального аспекта. Исследование проведено на материалах Государственного архива Свердловской области (ГАСО) и Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее высокой значимостью для общественных наук, прежде всего для истории, социологии и политологии. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанных архивных фондах. В исследовании констатируется, что трудовое законодательство в СССР носило, по сути, карательный характер. Утверждается, что вся история коммунистической власти в нашей стране - это история административно-принудительного труда советского народа. Декларируется, что в советский период истории, вплоть до начала «перестройки», были невозможны какие-либо исследования проблемы административного принуждения к труду в СССР. Подчеркивается, что почти до самых последних дней существования Советского Союза уклонение граждан от «общественно-полезного труда» в любом случае рассматривалось как серьезное нарушение закона и всячески преследовалось, начиная с мер общественного воздействия и заканчивая применением уголовного законодательства. Доказывается, что руководство коммунистической партии и государства рассматривало репрессивность в трудовой сфере как непременное условие нормального функционирования и укрепления режима, как постоянно действующий инструмент упрочения собственной власти и, в конечном итоге, как естественную закономерность «социалистического строительства».
188-197 9
Аннотация
Рассматривается вопрос о занятии провинциального купечества земледелием в неблагоприятных для этого климатических условиях Западного Забайкалья. Автор останавливается на конкретном примере сельскохозяйственной деятельности верхнеудинского купца первой гильдии Григория Шевелева. Показано, что забайкальские купцы в большей массе были высокообразованными представителями своего сословия, общались с декабристами, являлись источником формирования местной интеллигенции, занимались исследованиями в различных областях знаний, выступали спонсорами и были участниками многих научных экспедиций края. При этом особое внимание уделено тому факту, что развитие земледелия и усовершенствование технических приспособлений купцами осуществлялось помимо основной предпринимательской деятельности, зачастую носило увлекательный и экспериментальный характер, так как не приносило прибыль. На основе биографического метода с привлечением документов Государственного архива Республики Бурятия и материала, извлеченного из Земледельческого журнала 30-х годов ХIХ века, показана профессиональная деятельность купца Г. Шевелева, известного своими связями с Императорским московским обществом сельского хозяйства (ИМОСХ). По рекомендации А. Н. Муравьева купец впервые в Восточной Сибири под Верхнеудинском основал опытный хутор для занятия сельским хозяйством, за что был награжден золотой медалью ИМОСХ.
198-218 8
Аннотация
Рассматриваются публикации отечественных историков по вопросу использования в политической работе среди японских военнопленных, размещенных в СССР, газеты «Ниппон симбун» («Японская газета») - единственной газеты, издаваемой в Советском Союзе на японском языке для японских военнопленных. Статья содержит историографический анализ работ, опубликованных в России в период с 1994 по 2016 гг. Автором выявлены результаты работы исследователей по изучению использования данной газеты в идеологической «обработке» военнопленных. Определены и зафиксированы как успехи и достижения исследователей, так и недостаточно изученные аспекты темы. Среди недостаточно исследованных вопросов темы - состав редакции газеты, периодичность выхода в свет, тираж, а также разные периоды в работе редакции и функции газеты на различных этапах политической работы среди японских военнопленных. Констатируется отсутствие в отечественной историографии монографий, а также научных статей и сообщений, посвященных газете «Ниппон симбун», хотя она выходила в свет с 1945 до конца 1949 г. относительно большим тиражом. Автор обнаружил явно недостаточное освещение работы в качестве руководителя газеты ее главного редактора И. И. Коваленко. Подчеркивается целесообразность подготовки и издания сборника документов о политической работе среди японских военнопленных в СССР, в котором содержались бы и материалы о газете, практике ее использования в политической работе.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

220-232 8
Аннотация
Рассматривается проблема родительского контроля как одной из базовых характеристик детско-родительских отношений. Авторы исходят из того, что своеобразие современной эпохи определяется доминированием общества префигуративной культуры со свойственным ему разрушением схем и моделей поведения, сложившихся в предшествующих поколениях. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей осуществления родительского контроля в современном обществе. Охарактеризованы основные сферы его применения и способы реализации. Показано, что приоритетной областью контроля сегодняшних родителей является состояние здоровья ребенка. Авторы отмечают, что в то же время многими родителями недооценивается важность контроля в сфере взаимодействия детей с Интернетом и другими современными средствами массовой коммуникации. Подчеркивается, что в современных условиях «доверительный» контроль в этих сферах равносилен попустительству и отказу нести ответственность за ребенка. Показано, что в информационном обществе неприменимы прежние, традиционные формы родительского контроля, характерные для общества постфигуративной культуры. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном понимании взрослыми глобальных изменений всей сферы социального взаимодействия, связанных с формированием принципиально новой коммуникационной культуры современного общества. Ставится вопрос о необходимости выработки новых способов родительского контроля, отвечающих требованиям современной эпохи.
233-245 10
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме формирования у аспирантов российских вузов навыков представления результатов собственной научной деятельности в письменной и устной форме на русском и иностранном (английском) языках. Одной из важных причин, мешающих решению проблемы, авторы считают обобщенность целей обучения и равнозначность требований к овладению родным и иностранным языком в современных вузовских стандартах на этапе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Отмечается также неравнозначное количество часов, выделяемых на изучение русского и иностранного языков начиная со старшего звена общеобразовательной школы. Опираясь на опыт многолетней работы, авторы излагают свое видение путей решения этой проблемы для российской аудитории. В качестве компромиссного варианта в существующих условиях предлагается введение для названной категории обучающихся нового, интегрированного, двуязычного курса. Цель курса - помочь аспирантам различных специальностей в подготовке и публикации научных работ на русском и английском языках и обеспечить возможность их заочного и очного участия в конференциях российского и международного уровня. Выбор названия курса осуществлен с учетом анализа зарубежного опыта и русской риторической традиции. Представлена авторская разработка модулей курса «Научное письмо и научная риторика», предлагается краткое описание их содержания.
246-256 8
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с основными методическими аспектами разработки и создания электронного курса «Electronic literature: language and digital culture education practice» для магистрантов второго года обучения (комбинированной формы) направления 44.04.01 «Педагогическое образование». Новизна исследования видится в предлагаемом механизме интеграции электронных художественных произведений в практику обучения иностранному языку (английскому) и литературе, который основан на учебных модулях трех типов: вводных, тематических и метатеоретических. Вводные модули направлены на анализ структуры и основных свойств электронного художественного текста. Тематические модули курса предполагают изучение электронных нарративов с точки зрения их структуры, жанровой принадлежности и лексико-стилистических особенностей. В задачу тематических модулей входит также изучение и анализ элементов синтетической структуры электронного повествования (аудио, видео, графики и анимации). Метатеоретический модуль направлен на формирование у магистрантов методических навыков для разработки и создания онлайн-курса или отдельных обучающих модулей по электронной литературе и современной медиакультуре. Актуальность исследования обусловлена выраженным интересом современного общества к подготовке специалистов с навыками и опытом в области межпредметных исследований.
257-272 22
Аннотация
Рассматривается вопрос о развитии толерантности у учащихся старшей школы в контексте отечественного инклюзивного образования. Особое внимание уделяется созданию толерантных отношений между одноклассниками. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы развития толерантности, приведённые в шести диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Работы посвящены развитию различных видов толерантности: общей, этнокультурной, коммуникативной, гендерной. Подчеркивается, что ни в одной диссертации не изучается отношение к юношам и девушкам с ограниченными возможностями здоровья, что представляется авторам неправильным в контексте отечественного инклюзивного образования. Также отмечается, что большинство исследователей предлагают развивать терпимость учащихся с помощью проблемных дискуссий. Авторы статьи убеждены, что закладывание основ толерантности (её формирование ) должно происходить не в старшей и даже не в основной, а в начальной школе. В 10-11-х классах следует продолжать заниматься развитием данного качества. Новизна исследования заключается в критике современного подхода, подчёркивающего, прежде всего, относительное достоинство школьника - его природные задатки и достигнутые результаты. Предлагается уделять больше внимания абсолютному достоинству любого ребёнка - способности быть, мыслить и чувствовать.
273-287 15
Аннотация
Данная статья посвящена проблеме диагностики уровня сформированности мотивационного и поведенческого компонентов экологической культуры личности будущего учителя. Авторы исходят из того, что процесс развития этих компонентов отражает динамику становления исследуемого личностного качества. Определена сущность и уточнено понятие экологической культуры личности. Выявлены ее основные структурно-функциональные компоненты. Особое внимание уделено развитию мотивационного компонента, связанного со становлением у студентов ценностно-смысловых образований (мотивов, потребностей и т. д.), которые в целом определяют их направленность на экологосообразную деятельность. Проведен анализ методик, посвященных вопросам формирования экологической культуры и воспитанности учащихся. Исследование показало, что в большинстве из них не рассматривается вопрос о выявлении характера личностных диспозиций испытуемых. Для решения проблемы исследования обосновывается возможность применения ценностно-нормативного метода, разработанного профессором Г. Е. Залесским для диагностики ценностно-мотивационных образований личности. В статье представлена авторская разработка и результаты апробации варианта диагностической методики. Отмечается, что данная разработка позволяет оценить уровень развития интринсивной экологической мотивации студентов и соответствующего ей типа поведения. Доказано, что с учетом характера взаимодействия трех важнейших компонентов экологической культуры личности - когнитивного, мотивационного и поведенческого - возможно получить предварительную типологию уровня экологической культуры испытуемых.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)