Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Научные жанры и федеральный государственный образовательный стандарт: на пути к компромиссу

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-233-245

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме формирования у аспирантов российских вузов навыков представления результатов собственной научной деятельности в письменной и устной форме на русском и иностранном (английском) языках. Одной из важных причин, мешающих решению проблемы, авторы считают обобщенность целей обучения и равнозначность требований к овладению родным и иностранным языком в современных вузовских стандартах на этапе бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Отмечается также неравнозначное количество часов, выделяемых на изучение русского и иностранного языков начиная со старшего звена общеобразовательной школы. Опираясь на опыт многолетней работы, авторы излагают свое видение путей решения этой проблемы для российской аудитории. В качестве компромиссного варианта в существующих условиях предлагается введение для названной категории обучающихся нового, интегрированного, двуязычного курса. Цель курса - помочь аспирантам различных специальностей в подготовке и публикации научных работ на русском и английском языках и обеспечить возможность их заочного и очного участия в конференциях российского и международного уровня. Выбор названия курса осуществлен с учетом анализа зарубежного опыта и русской риторической традиции. Представлена авторская разработка модулей курса «Научное письмо и научная риторика», предлагается краткое описание их содержания.

Об авторах

Н. И. Колесникова
Новосибирский государственный технический университет
Россия


М. Г. Малинина
Новосибирский государственный технический университет
Россия


Ю. В. Ридная
Новосибирский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Баранов М. Т. От риторики к развитию речи в школах России / М. Т. Баранов // Русский язык в школе. - 2014. - № 4. - С. 43-52.

2. Богданова В. П. Содержание современного школьного образования : проблемы и перспективы / В. П. Богданова // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - Режим доступа : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24215.

3. Демидова О. М. «Академический» - уточнение концепта в методическом аспекте / О. М. Демидова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1 (25). - С. 35-39.

4. Колесникова Н. И. Жанровая модель научной статьи на русском и английском / Н. И. Колесникова, Ю. В. Ридная // Высшее образование в России. - 2016. - № 6 (502). - С. 98-105.

5. Колесникова Н. И. Лингводидактическая концепция формирования жанровой компетенции учащихся в системе непрерывного языкового образования : диссертация.. доктора педагогических наук : 13.00.02 / Н. И. Колесникова. - Орел, 2009. - 450 с.

6. Колесникова Н. И. Преподавание речеведческих дисциплин в нефилологическом вузе / Н. И. Колесникова // Высшее образование в России. - 2010. - № 12. - С. 119-127.

7. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. - Ростов-н /Д : Феникс, 2010. - 562 с.

8. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. - Москва : Флинта, Наука, 2006. - 512 с.

9. Русская риторика : хрестоматия / авт.-сост. Л. К. Граудина. - Москва : Просвещение, 1996. - 558 с.

10. Терехова Е. В. «Нужен ли перевод учёным?» (Обучение научных работников основам перевода) / Е. В. Терехова, С. И. Савинцева // Научный диалог. - 2016. - № 10 (58). - С. 125-136.

11. Федорова М. А. Развитие культуры научной речи в техническом университете / М. А. Федорова, А. М. Завьялов // Высшее образование в России. - 2013. - № 3. - С. 129-136.

12. Kolesnikova N. The integrated master level course «Scientific rhetoric» / N. Kolesnikova, M. Malinina, Y. Ridnaya // III International multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts (SGEM 2016) : proc. of conf., Bulgaria, Albena, 24-30 Aug. 2016. - Albena : STEF92 Technology Ltd., 2016. - Vol. 1. - Pр. 1151-1157.

13. Swales J. Genre analysis. English in Academic and Research Settings / J. Swales. - Cambridge : Cambridge University Press, 2008. - 260 p.

14. Bhatia V. K. Analyzing Genre : Language Use in Professional Settings / V. K. Bhatia. - New York : Routledge, 2013. - 250 p.

15. Hasan K. Approaches to the Teaching Second Language Writing at Tertiary Level in Bangladesh Private Universities / K. Hasan // ABAC Journal. - 2011. - Vol. 31. - № 1. - Рp. 28-42.

16. Hyland K. Genre-based Pedagogies : A Social Response to Process / K. Hyland // Journal of Second Language Writing. - 2003. - № 12. - Рp. 17-29.

17. Langan J. College Writing Skills with Readings : Ninth Edition / J. Langan. - McGraw-Hill Higher Education : McGraw-Hill Humanities / Social Sciences / Languages, 2013. - 800 p.

18. McGuire M. H. Rhetorical Approaches to College Writing / M. H. McGuire, S. B. Blevins, A. M. Johnson. - Hayden-McNeil Publishing, Incorporated, 2016. - 256 p.


Для цитирования:


Колесникова Н.И., Малинина М.Г., Ридная Ю.В. Научные жанры и федеральный государственный образовательный стандарт: на пути к компромиссу. Научный диалог. 2017;(4):233-245. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-233-245

For citation:


Kolesnikova N.I., Malinina M.G., Ridnaya Y.V. Academic Genres and Federal State Educational Standard: on Course to Compromise. Nauchnyi dialog. 2017;(4):233-245. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-4-233-245

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)