Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Интерактивное порождение устной истории ребенком при участии взрослого

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-159-180

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются интерактивные нарративные паттерны, возникающие в ходе рассказывания детьми историй с участием взрослого. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки теории дискурсивного развития в период дошкольного детства как важной составляющей знаний о речевом онтогенезе и особенностях становления нарративной компетенции. Новизна исследования видится в том, что в теорию речевого онтогенеза вводится идея о сложном характере становления нарративных умений в речевом онтогенезе, которые имеют длительный характер и не ограничены лишь усвоением детьми языкового материала, совершенствованием синтаксиса и синтаксических конструкций. В статье вводятся новые данные, получающие теоретическое осмысление на основе когнитивно-дискурсивного подхода и гипотезы об интерактивной природе нарративного дискурса в речевом онтогенезе. Объясняется понятие интерактивного диалогического паттерна, под которым понимаются совместно построенные взрослым и ребенком диалогические конструкции, посредством которых внутренний опыт, образы, впечатления о визуально представленной истории анализируются и формулируются участниками ситуации рассказывания. Показано, что диалогические паттерны, возникающие в рассказывании ребенком истории с участием взрослого, являются дискурсивным механизмом, способствующим созданию устной истории ребенком через «мобилизацию» потенциальных дискурсивных возможностей ребенка, которые активируются в диалоге.

Об авторе

Н. М. Юрьева
Институт языкознания Российской академии наук
Россия

Юрьева Надежда Михайловна - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник отдела экспериментальных исследований речи.

Москва.



Список литературы

1. Станюкович К. М. Морские рассказы / К. М. Станюкович. — Москва : Издательство «правда», 1984. — 480 с.

2. Авеличев А. К. Возвращение риторики / А. К. Авеличев // Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др. — Москва : Прогресс, 1986. — С. 5—25.

3. Алферов А. В. Интеракциональный дейксис / А. В. Алферов. — Пятигорск : Издательство ПГЛУ, 2001. — 296 с. — ISBN 5-89966-251-4.

4. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс / Н. Д. Арутюнова // Теория метафоры. — Москва : Прогресс, 1990. — С. 5—32. — ISBN 5-01-001599-4.

5. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности / А. Г. Асмолов // А. Н. Леонтьев и современная психология : сборник статей памяти А. Н. Леонтьева. — Москва : Издательство МГУ, 1983. — С. 118—128.

6. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. — Москва : Едиториал УРСС, 2002. — 448 с. — ISBN 5-354-00066-1.

7. Берестнев Г. И. К философии слова (лингвокультурологический аспект) / Г. И. Берестнев // Вопросы языкознания. — 2008. — № 1. — С. 37—65.

8. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста / Н. С. Болотнова. — Москва : Флинта — Наука, 2009. — 384 с.

9. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после В. Проппа / К. Бремон // От структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 239—246.

10. Брокмейер Й. Нарратив : проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / Й. Брокмейер, Р. Харре // Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С. 29—42.

11. Валгина Н. С. Теория текста / Н. С. Валгина. — Москва : Логос, 2003. — 280 с. — ISBN 5-94010-187-9.

12. Винокур Г. О. Филологические исследования. Лингвистика и поэтика / Г. О. Винокур. — Москва : Наука, 1990. — 456 с. — ISBN 5-02-011436-7.

13. Власова О. А. «Точка зрения» в литературоведении, истории и истории философии: перспектива диалога / О. А. Власова // Научный диалог. — 2020. — № 11. — С. 193—210. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-11-193-210.

14. Гадамер Х.–Г. Истина и метод : Основы философской герменевтики / Х.–Г. Гадамер. — Москва : Прогресс, 1988. — 704 с. — ISBN 5-01-001035-6.

15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. — Москва : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 144 с. — ISBN 978-5-397-00031-4.

16. Демьянков В. З. Событие как предмет гуманитарных наук / В. З. Демьянков // Репрезентация событий : интегрированный подход с позиции когнитивных наук. — Москва : Языки славянской культуры, 2017. — С. 21—27. — ISBN 978-5-9500226-3-0.

17. Дмитриева О. А. Детский сказочный нарратив : тематический и ценностный аспекты / О. А. Дмитриева, Е. С. Михайлова // Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 5 (95). — С. 54—56.

18. Дымарскиий М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст. На материале русской прозы ХIX—XX вв. / М. Я. Дымарский. — Москва : УРСС, 2001. — 326 с.

19. Косиков Г. К. «Структура» и/или «Текст» (Стратегии современной семиотики) / Г. К. Косиков // Французская семиотика : От структурализма к постструктурализму. — Москва : Прогресс, 2000. — С. 3—48.

20. Лидерс А. Г. Метод планомерного формирования в истории советской психологии / А. Г. Лидерс, Ю. И. Фролов // Вестник МГУ. Серия «Психология». — 1991. — № 1. — С. 49—58.

21. Меркулов И. П. Формирование «пропозициональной» парадигмы в античной эпистемологии / И. П. Меркулов // Эволюция. Язык. Познание. — Москва : Языки русской культуры, 2000. — С. 162—220.

22. Мышление : процесс, деятельность, общение. — Москва : Наука, 1982. — 286 с.

23. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Пир, А. Тринон и др ; общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева. — Москва : Прогресс, 1986. — 392 с.

24. Очерки по синтаксису связной речи / К. Я. Сигал, З. Н. Бакалова, Н. И. Пушина, Н. М. Юрьева. — Москва : Ключ––С, 2013. — 142 с. — ISBN 978-5-93136-187-1.

25. Седов К. Ф. Дискурс и личность / К. Ф. Седов. — Москва : Лабиринт, 2004. — 317 с. — ISBN 5-87604-031-2.

26. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. — Москва, Воронеж : МОДЭК, 2002. — 224 с. — ISBN 5-89502-754-7.

27. Толмачева С. Ю. Речевые жанры в языковом сознании младшего школьника : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.19 / С. Ю. Толмачева. — Белгород, 2009. — 22 с.

28. Троцук И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках / И. В. Троцук // Вестник РУДН, серия Социология. — 2004. — № 6—7. — С. 56—74.

29. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима / С. Л. Утченко. — Москва : Наука, 1977. — 255 с.

30. Холодович А. А. О типологии речи / А. А. Холодович // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — Москва : Наука, 1966. — С. 3—13.

31. Шабес В. Я. Событие и текст / В. Я. Шабес. — Москва : Высшая школа, 1989. — 75 с. — ISBN 5-06-000439-2.

32. Шмид В. Нарратология / В. Шмид. — Москва : Языки славянской культуры, 2003. — 312 с. — ISBN 5-94457-082-2.

33. Юрьева Н. М. К построению модели порождения устной истории детьми / Н. М. Юрьева // Когнитивные исследования языка. Понимание. Интерпретация. Когнитивное моделирование. — 2019. — Выпуск ХХХYI. — С. 276—283.

34. Юрьева Н. М. Устное повествование в онтогенезе речи / Н. М. Юрьева. — Москва — Ярославль : Издательство Канцлер, 2020а. — 192 с. — ISBN 978-5-6041117-8-9.

35. Юрьева Н. М. Посреднические речевые действия взрослого в рассказывании истории ребенком : к гипотезе об интерактивной природе повествования в речевой деятельности ребенка / Н. М. Юрьева // Научный диалог. — 2020б. — № 11. — С. 132—152. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-11-132-152.

36. Applebee A. N. The child’s concept of story. Ages two to seventeen / A. N. Applebee. — Chicago : University of Chicago Press, 1978. — 209 p.

37. Bruner J. S. Making sense : the child’s construction of the world / J. S. Bruner, H. Haster. — London : Routledge, 1987. — 204 p.

38. Bruner J. S. Life as narrative / J. S. Bruner // Social research. — 2004. — Vol. 71. — № 3. — Pp. 691—710.

39. Halliday M. A. K. How is a text like a clause? / М. A. K. Halliday // Text processing. Text analysis and generation. Text typology and attribution. — Stockholm : Almqvist and Wiksell, 1982. — Pp. 209—247.

40. Quasthoff U. M. An interactive approach to narrative development / U. M. Quasthoff // Narrative development : Six approaches. Ed. by M. Bamberg. — Abingdon : Routledge, 1997. — Pp. 51—83. — ISBN 9780203053508.


Рецензия

Для цитирования:


Юрьева Н.М. Интерактивное порождение устной истории ребенком при участии взрослого. Научный диалог. 2022;11(2):159-180. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-159-180

For citation:


Yurieva N.M. Interactive Generation of Oral History by a Child with Participation of an Adult. Nauchnyi dialog. 2022;11(2):159-180. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-159-180

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)