Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Образ женщины в социальной рекламе Италии

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-198-220

Аннотация

Изучаются проблемы становления образа женщины и развития гендерного подхода в социальной рекламе Италии. Актуальность исследования обусловлена высокой значимостью социальной рекламы в современном обществе и возросшим интересом к гендерным исследованиям. Автором рассмотрены примеры визуально-графической и визуально-кинематографической рекламы. Проанализированы примеры политических манифестов и агитационных плакатов, которые предшествуют феномену социальной рекламы и по своему назначению очень с ней близки. Результаты исследования позволяют судить о поздней гендерной ориентированности общественно важных сообщений. Выделены следующие этапы репрезентации женского образа в социальной рекламе. С середины XIX до второй половины XX века на плакатах используется образ Башенной Италии. В период Первой и Второй мировых войн роль женщины в обществе была переосмыслена, на агитационных плакатах появился образ женщины-вдохновительницы, женщины-матери, хранительницы домашнего очага. Выделение женщины в непосредственного адресата социально значимых сообщений происходит по окончании Второй Мировой войны, что отражает продвижение в развитии прав и свобод женщин и одновременно связано с зарождением гендерного подхода в рекламе. Со второй половины XX века в социальной рекламе используется традиционный образ женщины-матери и домохозяйки, тематический спектр рекламы, адресованной женской аудитории, значительно расширяется. С началом XXI века в социальной рекламе уделяется большое внимание проблеме домашнего насилия и дискриминации женщин, что отражено в видео и плакатах общественных, благотворительных и коммерческих организаций.

Об авторе

А. А. Иванова
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Иванова Агния Алексеевна - соискатель кафедры философии им. А.Ф. Шишкина, преподаватель кафедры романских языков им. Т.З. Черданцевой, Международно-правовой факультет.

Москва.



Список литературы

1. О рекламе в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральный закон Российской Федерации от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 03.06.2011). — Режим доступа : http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105292 (дата обращения 01.11.2021).

2. Abruzzese A. Dizionario della pubblicita`. Storia. Tecniche. Personaggi / A. Abruzzese, F. Colombo. — Bologna : Zanichelli, 1994. — 469 p.

3. Associazione Federcasalinghe (cайт женского интернет-сообщества) [Electronic resource]. — Access mode : https://www.donne.it/diritti-donne-italia (accessed 25.02.2022).

4. Difenderai l’Italia (интернет-архив рекламных и агитационных плакатов Pinterest) [Electronic resource]. — 1948. — Access mode : https://www.pinterest.it/pin/373869206569349773/ (accessed 25.02.2022).

5. Donna italiana colle sue rinunce (интернет-архив рекламных и агитационных плакатов Pinterest) [Electronic resource]. — 1943. — Access mode : https://www.pinterest.it/pin/473792823306521848/ (accessed 25.02.2022).

6. La casa non è fatta per difendersi [Electronic resource] / IKEA per Telefono Donna. — 2017. — Access mode : https://youtu.be/NFbytZHNxus (accessed 25.02.2022).

7. Incidenti domestici (сайт некоммерческой организации Pubblicità Progresso) [Electronic resource]. — 1984. — Access mode : https://www.pubblicitaprogresso.org/campagne/incidenti-domestici/ (accessed 25.02.2022).

8. L’emancipazione femminile soffocata sotto il Fascismo, alle donne ruoli subalterni «perche` poco intelligenti» (cайт итальянской ежедневной газеты «Il Messaggero») [Electronic resource]. — 2020. — Access mode : https://www.ilmessaggero.it/politica/fascismo_duce_mussolini_donne_lavoro_archivi_storia_emancipazione_diritti_voto_mind_the_gap-4998223.html (accessed 25.02.2022).

9. Linda : uno spot contro silenzio [Electronic resource]. — 2010. — Access mode : https://youtu.be/9KrK9fDNYXk (accessed 25.02.2022).

10. Nascita di una nazione. Immagini del Risorgimento italiano [Electronic resource]. — 2011. — Access mode : https://storiaefuturo.eu/nascita-di-una-nazione-immagini-del-risorgimento-italiano-nelle-raccolte-dellarchiginnasio-bologna-10-giugno-17-settembre-2011/ (accessed 25.02.2022).

11. No pay gap (сайт некоммерческой организации Pubblicità Progresso) [Electronic resource]. — 2018. — Access mode : https://www.pubblicitaprogresso.org/patrocini/campagne-patrocinate/nopaygap/ (accessed 25.02.2022).

12. Punto su di te — 2013 (сайт некоммерческой организации Pubblicità Progresso) [Electronic resource]. — 2013. — Access mode : https://www.pubblicitaprogresso.org/campagne/punto-su-di-te-2014/ (accessed 25.02.2022).

13. Punto su di te — 2015 (сайт некоммерческой организации Pubblicità Progresso) [Electronic resource]. — 2015. — Access mode : https://www.pubblicitaprogresso.org/campagne/punto-su-di-te-2015/ (accessed 25.02.2022).

14. Storia e memoria di Bologna (интернет-архив) [Electronic resource]. — 1917—1918. — Access mode : https://www.storiaememoriadibologna.it/cacciali-via-1441-opera (accessed 25.02.2022).

15. Taffo funeral services (официальная страница в социальной сети Facebook) [Electronic resource]. — 2019. — Access mode : https://www.facebook.com/onoranzefunebritaffo/photos/a.796425327129847/2372568076182223/?type=3 (accessed 25.02.2022).

16. Trieste ritorna all’Italia (интернет-архив рекламных и агитационных плакатов Pinterest) [Electronic resource]. — 1953. — Access mode : https://www.pinterest.ru/pin/336573772142687452/ (accessed 25.02.2022).

17. Vota la Democrazia cristiana (интернет-архив итальянский социальных и политических плакатов «Manifestipolitici») [Electronic resource]. — 1948. — Access mode : http://gestionalemanifesti.iger.org/sebina/repository/catalogazione/immagini/ams_dc/ams_dc_035.jpg (accessed 25.02.2022).

18. Авдюшина К. С. Образ женщины в современной рекламе : основные тенденции 2016—2019 гг. / К. С. Авдюшина, Е. Ю. Потапчук // Общество : социология, психология, педагогика. — 2020. — № 4. — С. 59—64. — DOI: 10.24158/spp.2020.4.10.

19. Борисова А. С. Женский гендерный стереотип во французских рекламных текстах / А. С. Борисова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Лингвистика. — 2008. — № 2. — С. 69—75.

20. Гоголева Е. Н. Гендерные стереотипы в телевизионной рекламе как отражение гендерного неравенства / Е. Н. Гоголева // Женщина в российском обществе. — 2019. — № 1. — С. 77—86. — DOI: 10.21064/WinRS.2019.1.7.

21. Грошев И. В. Образ женщины в рекламе / И. В. Грошев // Женщина. Гендер. Культура. — Москва : РЛШГИ, 1999. — С. 331—343. — ISBN 5-89997-010-3.

22. Осипова Д. В. Неформальные практики воспроизводства гендерной спецификации (на примере телевизионной рекламы / Д. В. Осипова // Власть. — 2010. — № 11. — С. 16—18.

23. Патрасенко В. А. Лингвокреативный аспект гендерных рекламных текстов (на материале немецких и английских СМИ) / В. А. Патрасенко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 11—1 (77). — С. 144—150.

24. Петров М. С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы / М. С. Петров // Вестник Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 124. — С. 401—407.

25. Пискунова М. И. Социальная реклама как феномен общественной рефлексии [Электронный ресурс] / М. И. Пискунова. — Режим доступа : http://www.mediascope.ru/sotsial'naya-reklama-kak-fenomen-obshchestvennoy-refleksii (дата обращения 01.11.2021).

26. Простотина Ю. В. Классификация стереотипных гендерных персонажей в рекламе / Ю. В. Простотина // Социально-гуманитарные знания. — 2017. — Т. 1. — С. 327—337.

27. Терских М. В. Вербально-визуальные средства репрезентации гендерных стереотипов в современной рекламе / М. В. Терских // Научный диалог. — 2019. — № 11. — С. 86—99. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-11-86-99.

28. Тогузаева Е. Н. Социальная реклама и пропаганда : сложности правового регулирования / Е. Н. Тогузаева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Экономика. Управление. Право. — 2014. — Т. 14. — № 4. — С. 662—668. — DOI: 10.18500/1994-2540-2014-14-4-662-668.

29. Турутина Е. С. Гендерные образы в рекламе : особенности восприятия и репрезентации / Е. С. Турутина, С. Н. Тоноян // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. — 2010. — № 1. — С. 52—64.

30. Ученова В. В. Социальная реклама вчера, сегодня, завтра / В. В. Ученова, Н. В. Старых. — Москва : ИндексМедиа, 2006. — 327 c. — ISBN 5-98965-028-0.

31. Шангаева Н. К. Проявление гендерного фактора во французских рекламных текстах / Н. К. Шангаева // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. — 2012. — № 11. — С. 128—131.

32. Belardelli G. L’Italia immaginata. Iconografia di una nazione / G. Belardelli. — Venezia : Marsilio Editori, 2020. — 304 p. — ISBN 8829701637.

33. Bernocchi R. Comunicazione sociale e media digitali / R. Bernocchi, A. Contri, A. Rea. — Roma : Carocci editore, 2018. — 234 p. — ISBN 9788843090228.

34. Gadotti G. La pubblicità sociale : maneggiare con cura / G. Gadotti, R. Bernocchi. — Roma : Carocci editore, 2019. — 204 p. — ISBN 9788843053377.

35. Gadotti G. Pubblicità sociale : lineamenti, esperienze e nuovi sviluppi / G. Gadotti. — Milano : FrancoAngeli, 2011. — 256 p. — ISBN 9788846428974.

36. Puggelli F. R. La communicazione sociale / F. R. Pugelli, R. Sobrero. — Roma : Carocci editore, 2019. — 128 p. — ISBN 9788843055890.


Рецензия

Для цитирования:


Иванова А.А. Образ женщины в социальной рекламе Италии. Научный диалог. 2022;11(2):198-220. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-198-220

For citation:


Ivanova A.A. Image of a Woman in Social Advertising in Italy. Nauchnyi dialog. 2022;11(2):198-220. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-198-220

Просмотров: 815


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)