Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Дискурсивно-прагматическая креативность в англоязычных китайских масс-медиа

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-221-238

Аннотация

Рассматривается вопрос о лингвистической креативности в китайских масс-медийных источниках, издаваемых на английском языке. Новизна исследования состоит в том, что англоязычный дискурс китайских масс-медиа изучается как самостоятельный культурно-обусловленный речедеятельностный феномен, актуализирующий культурные ценности Китая и цивилизационные ценности Востока. Обосновано, что лингвистическая креативность реализуется в текстах на английском языке посредством разных форм проявления китайской национальной коммуникативной идентичности: пословиц, аллегорий, аналогий, намеков, аллюзий, уходящих корнями в китайскую историю, философию и народный опыт. Актуализированные концепты пословиц подчеркивают ценности постоянного эволюционного движения по принципу «движения в неподвижном» и ценности коллективизма, значимые как в самой стране, так и в регионе и мире. Свойственный Китаю коллективизм обусловил акцентирование концептов-антиценностей гегемонии, стыда, клеветы и унижения. Доказано, что лингвокреативность в китайских СМИ на английском языке выражается также в игре слов и словотворчестве, если это способствует более эффектному донесению до англоязычной аудитории позиции Китая и не нарушает принципа уместности. Установлено, что в китайских англоязычных масс-медиа лингвистическая креативность носит дискурсивно-прагматический характер, допускает копирование образцов лингвокреатиности из англоязычных медиа и дополняется новыми ассоциациями и смыслами в собственном культурном контексте.

Об авторе

О. В. Николаева
Дальневосточный федеральный университет
Россия

Николаева Ольга Васильевна - доктор филологических наук, профессор, кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации.

Владивосток.



Список литературы

1. CD — The China Daily [Electronic resource]. — Access mode : https://www.chinadaily.com.cn/.

2. GT — The Global Times [Electronic resource]. — Access mode : https://www.globaltimes.cn/.

3. PD — The People’s Daily [Electronic resource]. — Access mode : http://en.people.cn/.

4. Вишнякова О. Д. Лингвокреативность как элемент PR-технологий в политической риторике / О. Д. Вишнякова // Язык, литература и культура как грани межкультурного общения : сборник материалов Третьего международного научного семинара. — Пльзень : Zapadoceska Univerzita v Plzni, ZCU, 2017. — С. 28—33.

5. Голованова Л. Н. Лингвокреативность в формировании коммуникативной компетенции магистров неязыкового вуза / Л. Н. Голованова, Е. Н. Панкратова, Е. Н. Дупленко // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 4. — С. 80.

6. Гридина Т. А. Экспериментальное исследование вербальной креативности : словотворчество и речепорождение / Т. А. Гридина, Е. И. Пипко // Филологический класс. — 2012. — № 3 (29). — С. 12—18.

7. Козлова Л. А. Языковые аномалии как средство реализации креативного потенциала языка и их реализации в тексте / Л. А. Козлова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия. Филология. — 2012. — № 2s (18). — С. 121—128.

8. Кунщикова М. О. Метаязыковая активность креатора языковой игры в диалогах искусственных билингвов / М. О. Кунщикова // Научный диалог. — 2021. — № 12. — С. 71—88. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-12-71-88.

9. Кшеновская У. Л. Когнитивно-дискурсивная сущность лингвокреативности / У. Л. Кшеновская // Евразийский гуманитарный журнал. — 2020. — № 2. — С. 16—21.

10. Николаева О. В. Коммуникативные практики реализации риторики патриотизма в китайских СМИ на английском языке / О. В. Николаева // Известия Восточного Института. — 2020. — № 1. — С. 23—33. — DOI: 10.24866/2542-1611/2020-1/23-33.

11. Николаева О. В. Стратагемность речевой культуры в китайских СМИ на английском языке / О. В. Николаева. — Владивосток : Издательство Дальневосточного университета, 2019. — 104 с. — ISBN 978-5-7444-4709-0.

12. Самохвалова В. И. Человек : творческий и творящий / В. И. Самохвалова // Вестник культурологии. — 2017. — № 1 (80). — С. 183—207.

13. Соколова О. В. Лингвокреативен ли рекламный дискурс? Особенности полисемии в коммерческой и социальной рекламе / О. В. Соколова // Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. — 2020. — № 2 (13). — С. 134—157. — DOI: 10.37892/2218-1393-2020-13-2-134-157.

14. Спешнев Н. А. Китайцы. Особенности национальной психологии / Н. А. Спешнев. — Санкт-Петербург : КАРО. 2017. — 336 с. — ISBN 978-5-9925-0634-1.

15. Bell N. Formulaic Language, Creativity, and Language Play in a Second Language / N. Bell // Annual Review of Applied Linguistics. — 2012. — Vol. 32. — Pp. 189—205.

16. Bergs A. What, If Anything, Is Linguistic Creativity? / A. Berg // Gestalt Theory. — 2019. — Vol. 41 (2). — Pp. 173—183. — DOI: 10.2478/gth-2019-0017.

17. Carter R. Language and Creativity. The Art of Common Talk / R. Carter. — Routledge, 2015. — 288 p.

18. Chomsky N. Aspects of the theory of syntax / N. Chomsky. — Cambridge : MIT Press, 1965. — 251 p.

19. Chomsky N. For reasons of state / N. Chomsky. — London : Penguin. 2003. — 496 p. — ISBN 1565847946.

20. Langlotz A. Language, creativity, and cognition / A. Lanlotz // Routledge Handbook of Language and Creativity. — Routledge, 2015. — Pp. 40—60. — ISBN 9780415839730.

21. Onsman H. J. Creativity and linguistic theory : a study of the creative aspect of language. Research Master thesis / H. J. Onsmann. — Tasmania : University of Tasmania, 1982. — 193 p.

22. Sampson G. Two ideas of creativity / G. Sampson // In Martin Hinton (Ed.). Evidence. Experiment and argument in linguistics and philosophy of language. — Bern : Peter Lang, 2016. — Pp. 15—26. — ISBN 9783653969047.

23. Swann J. Sociolinguistics and language creativity / J. Swann, A. Deumert // Language Sciences. — 2018. — Vol. 65. — Pp. 1—8. — DOI: 10.1016/j.langsci.2017.06.002.

24. Zawada B. Linguistic creativity from a cognitive perspective / B. Zwada // Southern African Linguistics and Applied Language Studies. — 2006. — Vol. 24 (2). — Pp. 235—254.


Рецензия

Для цитирования:


Николаева О.В. Дискурсивно-прагматическая креативность в англоязычных китайских масс-медиа. Научный диалог. 2022;11(2):221-238. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-221-238

For citation:


Nikolaeva O.V. Discursive-Pragmatic Creativity in English-Language Chinese Mass Media. Nauchnyi dialog. 2022;11(2):221-238. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-221-238

Просмотров: 480


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)