Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Метакогнитивные состояния в языке, речи и познании

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-83-95

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме выделения и описания метакогнитивных состояний, процессов и операций, а также их роли в языке, коммуникации, познании. Показано, что метакогнитивные состояния и процессы отличаются от собственно когнитивных в трех существенных отношениях. Во-первых, они носят рефлексивный характер; во-вторых, разделяются на прототипические и производные; в-третьих, играют особую роль в языке, коммуникации и познании. Главной проблемой при этом выступает тот факт, что метакогнитивные состояния могут быть выражены в языке не только прямо и эксплицитно, но и свернуто, имплицитно, а также синкретично: совместно с другими коммуникативно значимыми смыслами. Систематизируются и характеризуются языковые средства, репрезентирующие метакогнитивные явления, а также отмечается их роль в коммуникации. Указывается, что языковые средства, отражающие метакогнитивные состояния, отличаются многообразием и показывают, в частности, каким образом метакогнитивные состояния проявляются в поведении и речи: отсутствующий взгляд, внимательно следить, отказываться признавать. Дается оценка роли метакогнитивных состояний в обучении и научном познании. Отмечается, что вербализация метакогнитивных процессов в научном дискурсе производится при помощи выражений, отражающих рефлексию познающего субъекта над производимыми им ментальными операциями: сформулировать проблему, высказать предположение, обосновать актуальность исследования, сделать вывод . В заключение подчеркивается, что одним из наиболее перспективных направлений дальнейшего исследования «метакогнитивной проблематики» выступает разграничение и сопоставление познания и мышления, метапознания и «метамышления», а также языковых средств их вербализации.

Об авторе

Н. К. Рябцева
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт языкознания Российской академии наук
Россия


Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. - Москва : Наука, 1988. - 341 с.

2. Балуева А. С. Научный текст в новых условиях функционирования / А. С. Балуева // VIII Международная научная конференция «Прикладная лингвистика в науке и образовании. ALPAC REPORT - полвека после разгрома». К юбилею профессора Беляевой Л. Н. 24-26 ноября 2016 г. - Санкт-Петербург : Книжный Дом, 2016. - С. 254-262.

3. Болдырев Н. Н. Языковая интерпретация и структура сознания / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. Вып. XXVII. Антропоцентрический подход в когнитивной лингвистике. - Москва-Тамбов : ТГУ, 2016. С. 25-35.

4. Болдырев Н. Н. Языковая репрезентация основных уровней познания / Н. Н. Болдырев, О. В. Магировская // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2009. - № 2 (019). - С. 7-16.

5. Дроздова Т. В. Создание научного текста как задача метакогнитивного характера / Т. В. Дроздова // Когнитивные исследования языка. Вып. XXI. Проблемы современной лингвистики: на стыке когниции и коммуникации. - Тамбов : ТГУ, 2015. - С. 58-63.

6. Дроздова Т. В. Что говорит научный текст о метакогнитивных способностях его автора / Т. В. Дроздова // Когнитивные исследования языка. Вып. XXVII. Антропоцентрический подход в когнитивной лингвистике. - Москва-Тамбов : ТГУ, 2016. - С. 408-415.

7. Карпов А. В. О содержании понятия метакогнитивных способностей личности / А. В. Карпов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 4 (25). - С. 12-19.

8. Котюрова М. П. Об эталонном научном тексте / М. П. Котюрова // Стереотипность и творчество в тексте. Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь : ПГУ, 2016. - Вып. 20. - С. 63-71.

9. Меньшакова Н. Н. Трансляция наукообразности в студенческих переводах с русского языка на английский / Н. Н. Меньшакова // Индустрия перевода. - 2016. - № 1. - С. 110-114.

10. Рябцева Н. К. Ментальные перформативы в научном дискурсе / Н. К. Рябцева // Вопросы языкознания. - 1992. - № 4. - С. 12-28.

11. Рябцева Н. К. Ментальный модус : от лексики к грамматике / Н. К. Рябцева // Логический анализ языка. Ментальные действия. - Москва : Наука, 1993. - С. 60-69.

12. Рябцева Н. К. Состояния сознания в языке и речи : когнитивный аспект / Н. К. Рябцева // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака. Сборник статей по итогам международной конференции. - Москва : Московский педагогический государственный университет, 2016. - С. 144-149.

13. Рябцева Н. К. Теоретическое и лексикографическое описание научного изложения : межъязыковой аспект / Н. К. Рябцева. - Москва, 1996. - 112 с.

14. Рябцева Н. К. Язык и естественный интеллект / Н. К. Рябцева. - Москва : Academia, 2005. - 640 c.

15. Топорова В. М. Метакогнитивная рефлексия : аспекты языковой репрезентации / В. М. Топорова // Когнитивные исследования языка. Вып. XXIII. Лингвистические технологии в гуманитарных исследованиях. - Москва-Тамбов : ТГУ, 2015. - С. 743-751.

16. Чернакова Т. Е. Метакогнитивная психология : проблема предмета исследования / Т. Е. Чернакова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 3 - C. 153-158. - Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/metakognitivnaya-psihologiya-problema-predmeta-issledovaniya#ixzz4VucUayZE.

17. Baron-Cohen S. Precursors to a theory of mind: Understanding attention in others / S. Baron-Cohen // Natural theories of mind : Evolution, development and simulation of everyday mindreading / Ed. by A. Whiten. - Oxford : Basil Blackwell, 1991. - Р. 233-251.

18. Brown A. L. Metacognition, executive control, self-regulation and other more mysterious mechanisms / A. L. Brown // Metacognition, Motivation, and Understanding / Ed. by F. E. Weinert, R. H.Kluwe. - Hillsdale, New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates, 1987. - Р. 65-116.

19. Dogramaci S. Why is a valid inference a good inference? / S. Dogramaci // Philosophy and Phenomenological Research. - 2017. - 94 (1). - P. 61-96.

20. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring : A new era of cognitive developmental inquiry / J. H. Flavell // American Psychologist. - 1979. - Vol. 34 (10). - P. 906-911.

21. Hacker D. J. Metacognition: Definitions and empirical foundations / D. J. Hacker // Metacognition in Educational Theory and Practice / Ed. by D. J. Hacker, J. Dunlosky, A. C. Graesser. - Hillsdale, New Jersey : Lawrence Erlbaum Associates, 1998. - P. 1-24.

22. Premack D. G. Does the chimpanzee have a theory of mind? / D. G. Premack, G. Woodruff // Behavioral and Brain Sciences. - 1978. - № 1 (4). - P. 515-526. - DOI:10.1017/S0140525X00076512.

23. Reading the Mind in the Eyes or Reading between the Lines? Theory of Mind Predicts Collective Intelligence Equally Well Online and Face-To-Face [Electronic resource] / D. Engel, A. W. Woolley, L. X. Jing, C. F. Chabris, T. W. Malone // PLOS ONE. - 2014. - № 9 (12). - Access mode : https://doi.org/10.1371/journal.pone.0115212.

24. Riabtseva N. K. English for Scientific Purposes / N. K. Riabtseva. - Moscow : Flinta ; Nauka, 1999. - 600 p.

25. Riabtseva N. K. States of Consciousness According to Linguistic Data : A Cognitive Perspective / N. K. Riabtseva // The XI-th International Conference “Cognitive Modeling in Linguistics”. Croatia, Dubrovnik. Proceedings. Kazan : Kazan State University, 2010. - P. 239-242.

26. Self-regulated Learning : the Interactive Influence of Metacognitive Awareness and Goal-setting / D. Ridley, P. Schuts, R. Glanz, C. Weinstein // Journal of Experimental Education. - 1992. - № 60 (4). - P. 293-306.

27. Theory of mind [Electronic resource]. - Access mode : https://en.wikipedia.org/wiki/Theory_of_mind.

28. Tobias S. Knowing what you know and what you don't: further research on metacognitive knowledge monitoring : College Board Research Report / S. Tobias, H. T. Everson. - New York, 2002. - 25 p.


Для цитирования:


Рябцева Н.К. Метакогнитивные состояния в языке, речи и познании. Научный диалог. 2017;(5):83-95. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-83-95

For citation:


Ryabtseva N.K. Metacognitive States in Language, Communication and Cognition. Nauchnyi dialog. 2017;(5):83-95. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-83-95

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)