Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Эмоциональные и эстетические ценности как основа популярности ТВ-программ : опыт сопоставительного анализа

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-247-263

Аннотация

Статья посвящена проблеме выявления конкурентных преимуществ журналистских ТВ-произведений. Методика анализа основана на сопоставлении форматообразующих признаков двух телепрограмм, близких по предмету отображения, тематике, функциям, жанрам и прочим признакам. Рассматриваются вопросы актуальных тенденций телевизионной отрасли. В фокусе внимания автора — специфика развития криминальной журналистики на российском телевидении. Материалом для исследования послужили программы «Следствие вели …» с Леонидом Каневским (НТВ) и «Легенды советского сыска» (ТК «Звезда»), которые не становились предметом широкого изучения, несмотря на достаточно продолжительное существование проектов. Выявляются преимущества, которые обеспечивают внимание зрителя и рейтинг телеканала, что обусловливает актуальность исследования в силу того, что на отечественном телевидении сегодня достаточно много передач, во многом идентичных по форматообразующим признакам. Проводится сопоставительный анализ, позволяющий оценить потребности аудитории. Отмечается, что, опираясь на знание предпочтений зрителей, в дальнейшем можно моделировать концептуальные особенности программ. Показано, что журналистские проекты развиваются по законам маркетинга: успешнее «продаются» те продукты, которые транслируют эмоциональные ценности, арт-ценности, несвойственные журналистике функции и т. д.

Об авторе

Е. С. Радионцева
Омский государственный технический университет
Россия

Радионцева Екатерина Сергеевна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра истории, философии и социальных коммуникаций.

Омск



Список литературы

1. Белоусова М. Н. Современное состояние и тенденции развития жанров теле-журналистики / М. Н. Белоусова // Вестник РУДН. Серия «Литературоведение. Журналистика». — 2011. — № 1. — С. 73—81.

2. Вечканова М. С. Визуализация и интерактивность как тенденции современной социальной журналистики / М. С. Вечканова // Челябинский гуманитарий. — 2021. — № 2 (55). — С. 43—49. — DOI: 10.47475/1999-5407-2021-10205.

3. Дерягин А. Ю. Современное состояние и тенденция развития жанров телевизионной журналистики / А. Ю. Дерягин // Вестник Российско-Армянского (Славянского) университета : гуманитарные и общественные науки. — 2020. — № 1 (34). — С. 116—121.

4. Журавлева А. Д. Особенности освещения криминально-правовой тематики в СМИ / А. Д. Журавлева // Буслаевские чтения. Сборник научных статей по материалам IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Пенза : Пензенский государственный университет, 2021. — С. 335—337.

5. Захарченко Н. А. Современная телевизионная программа : учебное пособие / Н. А. Захарченко. — Самара : Самарский университет, 2019. — 88 с.

6. Евменов А. Д. Российский рынок цифрового аудиовизуального контента : анализ и прогноз развития / А. Д. Евменов, И. Ю. Благова // Петербургский экономический журнал. — 2020. — № 2. — С. 6—15. — DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10001.

7. Ильченко С. Н. Типологическая идентичность жанровой системы отечественных электронных СМИ : к постановке проблемы / С. Н. Ильченко // Вестник СПбГУ. Серия 9. — 2014. — Выпуск 1. — С. 248—253.

8. Караева А. М. Обобщенный образ ведущего информационных телепрограмм (на материале исследования телеканала ННТ) / А. М. Караева // Вопросы устойчивого развития общества. — 2020. — № 7. — С. 276—282. — DOI: 10.34755/IROK.2020.54.96.197.

9. Качкаева А. Г. Жанры и форматы современного телевидения. Последствия трансформации / А. Г. Качкаева // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2010. — № 6. — С. 42—51.

10. Кузьмина В. М. К вопросу «экранной зрелищности» современных телепрограмм / В. М. Кузьмина // Образование и проблемы развития общества. — 2020. — № 2 (11). — С. 99—104.

11. Мартьянов Д. С. Конвергенция телевидения и интернета в России : политический аспект / Д. С. Мартьянов, Н. С. Подлесская // Политическая экспертиза : ПОЛИТЭКС. — 2020. — Том 16. — № 1. — С. 58—77. — DOI: 10.21638/spbu23.2020.104.

12. Морщагина Н. А. Особенности функционирования и перспективы отечественного телевидения в условиях активного развития Интернет-ресурсов / Н. А. Морщагина, Е. П. Помогайбина // Петербургский экономический журнал. — 2020. — № 2. — С. 69—81. — DOI: 10.24411/2307-5368-2020-10009.

13. Розанова Н. М. Конкуренция в телевизионной отрасли : мировой опыт и российские реалии / Н. М. Розанова, А. В. Юшин // ЭКО. — 2016. — № 6. — С. 168—181.

14. Саитгалин Т. Р. Содержательное и жанровое своеобразие политических передач на современном российском ТВ : сравнительный анализ / Т. Р. Саитгалин // Медиасреда. — 2020. — № 2. — С. 60—67. — DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10211.

15. Скобелев В. Л. Современное состояние и развитие телепотребления в России / В. Л. Скобелев // Петербургский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 25—33.

16. Суховеева И. А. Криминально-правовые программы на российском телевидении: эволюция и современность / И. А. Суховеева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : гуманитарные науки. — 2011. — № 18 (113). — С. 214—225.

17. Хайбулина А. С. Насилие и его криминальные виды : природа, сущность, истоки / А. С. Хайбулина // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 16. — С. 177—184.

18. Хлызова А. А. Телевидение в условиях конвергенции СМИ на современном этапе / А. А. Хлызова // Ученые записки Казанского университета. Серия гуманитарные науки. — 2016. — Т. 158. — Книга 4. — С. 1108—1122.

19. Шепелев И. И. Перспективы развития современного телевидения / И. И. Шепелев // Academy. — 2019. — № 6 (45). — С. 42—43.

20. Aldeman D. Introducion — New Persrectives on new television / D. Aldeman // Canadian Review of American Studies. — 2021. — Vol. 51, Iss. 3. — Pp. 193—195. — DOI:10.3138/cras-2020-008.

21. Shaw C. Introduction : Television and nostalgia now / C. Shaw // The Journal of Popular Television. — 2021. — Vol. 9, Iss. 3 (1). — Pp. 287—291. — DOI:10.1386/jptv_00056_2.

22. Shin S. I. Exploring a mobile phone user’s attitude toward watching TV content on a mobile phone — uses and gratifications perspective / S. I. Shin, J. B. Kim, S. Han, S. Lee // Information Technology & People. — 2020. — Vol. 34, Iss. 2. — Pp. 617—641. — DOI:10.1108/ITP-01-2019-0035.

23. Stewart K. “Justified: Transitioning the Old TV Western Lawman into a New Television Protagonist” // Canadian Review of American Studies. — 2021. — Vol. 51, Iss. 3. — Pp. 276—289. — DOI: 10.3138/cras-2020-012


Рецензия

Для цитирования:


Радионцева Е.С. Эмоциональные и эстетические ценности как основа популярности ТВ-программ : опыт сопоставительного анализа. Научный диалог. 2022;11(3):247-263. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-247-263

For citation:


Radiontseva E.S. Emotional and Aesthetic Values as Basis for Popularity of TV Programs: Contrastive-Comparative Experience. Nauchnyi dialog. 2022;11(3):247-263. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-3-247-263

Просмотров: 572


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)