Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Информационно-образовательная среда вуза в обучении профильно-ориентированному иностранному языку: сущность, содержание, функции

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-373-385

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена выраженным интересом современной образовательной практики к реализации требований, которые предъявляются к подготовке специалистов, способных выдерживать конкуренцию на рынке труда. Рассматривается необходимость изучения информационно-образовательной среды вуза в современном контексте обучения профессионально-ориентированному иностранному языку. Внимание уделяется информационно-образовательной среде вуза, исследование которой в современных условиях модернизации высшего образования имеет как теоретическое, так и прикладное значение. Представлен краткий обзор работ по данной проблематике, который подтверждает возможность изучения педагогического потенциала данного явления. Новизна исследования заключается в постановке проблемы, предполагающей выявление сущности, структуры и функциональной характеристики информационно-образовательной среды вуза при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку. Уточняется сущность понятия «информационно-образовательная среда вуза» в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста. Уделяется внимание описанию основополагающих принципов функционирования информационно-образовательной среды: структурированности, иерархичности, открытости, адаптивности, вариативности, интегративности, интерактивности. Выделяются структурные компоненты информационно-образовательной среды вуза в рамках обучения профессионально-ориентированному иностранному языку: организационно-целевой, ресурсно-содержательный, технолого-процессуальный, социально-субъектный, детально раскрывается их содержательное наполнение. Описываются функции информационно-образовательной среды вуза (образовательная, воспитательная, развивающая, информационная, рефлексивная, функция социализации). Показана их взаимосвязь со структурными компонентами.

Об авторе

Е. Ю. Камышева
Новосибирский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Андреев А. А. Некоторые проблемы педагогики в современных информационно-образовательных средах / А. А. Андреев // Телекоммуникации и информатизация образования. - 2002. -№ 6. - С. 25 -38.

2. Атанасян С. Л. Формирование информационно-образовательной среды педагогического вуза : диссертация… доктора педагогических наук : 13.00.02 / С. Л. Атанасян. - Москва, 2009. - 498 с.

3. Бороненко Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 227-243.

4. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики / В. М. Глушков. - Москва : Наука, 1982. - 552 с.

5. Ершов А. П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования : Информатизация образования / А. П. Ершов. - Новосибирск : ВЦ СО АН СССР, 1990. - 58 с.

6. Захарова И. Г. Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : диссертация … доктора педагогических наук : 13.00.01 / И. Г. Захарова. - Тюмень, 2003. - 399 с.

7. Зенкина С. В. Новая информационно-коммуникационная образовательная среда / С. В. Зенкина, А. А. Кузнецов // Основы общей теории и методики обучения информатике : учебное пособие / под общ. ред. А. А. Кузнецова. - Москва : Бином. Лаборатория Знаний, 2010. - 207 с.

8. Кудинов В. А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями : диссертация… доктора педагогических наук : 13.00.02 / В. А. Кудинов. - Москва, 2010. -519 с.

9. Лобанова Е. В. Дидактическое проектирование информационно-образовательной среды высшего учебного заведения : диссертация… доктора педагогических наук : 13.00.08 / Е. В. Лобанова. - Москва, 2005. -314 с.

10. Моисеев Н. Н. Информационное общество : возможности и реальность / Н. Н. Моисеев // Полис. - 1993. -№ 3. - С. 6-14.

11. Моисеенко Н. А. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования информационной культуры будущих инженеров : диссертация… кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Н. А. Моисеенко. - Грозный, 2006. - 185 с.

12. Николина В. В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства / В. В. Николина // Научный диалог. - 2017. - № 2. - С. 269-280.

13. Остроумова Е. Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста / Е. Н. Остроумова // Фундаментальные исследования. -2011. - № 4. - С. 37-40.

14. Ракитов А. И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры : пример России / А. И. Ракитов // Вопросы философии. - 1994. - № 4. - С. 14-34.

15. Рогожкина И. Д. Педагогическая подготовка преподавателей и студентов к процессу обучения в информационно-образовательной среде ВУЗа : диссертация… кандидата педагогических наук : 13.00.08 / И. Д. Рогожкина. - Томск, 2009. -197 с.

16. Сивоконь Е. Е. Подготовка преподавателей к использованию информационно-образовательной среды в профессиональной деятельности / Е. Е. Сивоконь // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Информатизация образования. - 2014. - № 1. - С. 127-131.

17. Скибицкий Э. Г. Информационно-образовательная среда вуза - инструментарий повышения уровня подготовки студентов / Э. Г. Скибицкий, Е. Т. Китова // Инновации в образовании. -2016. - № 8. - С. 116-125.


Для цитирования:


Камышева Е.Ю. Информационно-образовательная среда вуза в обучении профильно-ориентированному иностранному языку: сущность, содержание, функции. Научный диалог. 2017;(5):373-385. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-373-385

For citation:


Kamysheva E.Y. Information Educational Environment of Higher Educational Institution in Training of Professionally-Oriented Foreign Language: Essence, Content, Functions. Nauchnyi dialog. 2017;(5):373-385. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-373-385

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)