Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Динамика трендов просветительства на пространстве СНГ

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-386-398

Аннотация

Актуальность исследования феномена «просветительство», современного его понимания и направлений развития в СНГ обусловлены тем, что просветительство веками было прочной основой формирования тесных культурно-образовательных связей, позитивных взаимоотношений между народами и государствами. Рассматривается характеристика направлений развития и трансформации традиционных форм просветительства. Представлен перечень специалистов, которых относят сегодня к сфере просветительства (педагоги, иные сотрудников образовательных учреждений, учреждений культуры, прежде всего музеев, представители просветительских фондов, редакторы просветительских СМИ, руководители просветительских организаций, движений, сообществ, коучеры, другие специалисты). Охарактеризована современная просветительская парадигма. Показано, что современное просветительство ориентировано на создание условий для проявления индивидуальности, уникальности каждой личности. Оно позволяет создавать практики для разных социальных страт, профессиональных групп и групп по интересам, разных индивидов. Ведущими в исследовании являются системно-деятельностный, аксиологический и событийный подходы. Анализ показал, что изменение социокультурной ситуации в странах Содружества привело к изменению подходов к созданию и реализации просветительских практик, к появлению новых направлений просветительской деятельности, признанию в сфере просветительства принципа творчества как способа восприятия реальности, распространению новых информационных технологий. Это вызвало новые социальные запросы, динамику качества субъектов просветительской деятельности, меняющих свою миссию и задачи (музеи, театры, иные культурно-просветительские учреждения, библиотеки, парки культуры и отдыха, киностудии, издательства, СМИ и т. д.), становление новых субъектов, реализующих информационные технологии (кабельное и спутниковое телевидение, производство видео- и аудиопродукции, рекламный бизнес, шоу-бизнес, образовательный туризм, в том числе виртуальный, и др.). Материалы исследования рекомендуются для анализа и проектирования совместной просветительской деятельности представителей стран СНГ.

Об авторах

М. С. Якушкина
ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Россия


И. И. Якушкина
ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Россия


А. И. Смирнова
Специализированная школа-интернат «Красные зори»
Россия


Список литературы

1. Брызгалина Е. В. Компетентностный подход в системе образования [Электронный ресурс] / Е. В. Брызгалина // Постнаука. - 01.02.2015. - Режим доступа : http://postnauka.ru/video/40278.

2. Вандалковская М. Г. Некоторые аспекты адаптации научной и политической эмиграции (1920-1930 гг.) / М. Г. Вандалковская // История российского зарубежья. Проблемы адаптации мигрантов в ХIХ-ХХ вв. : сборник статей ИРИ РАН. - Москва, 1996. - С. 122-130.

3. Козик П. П. СНГ: реалии и перспективы / П. П. Козик, П. А. Кохно. - Москва : ИД Юридический мир ВК, 2001. - 303 с.

4. Нагапетьянц Н. Маркетинг индустрии отдыха и развлечений / Н. Нагапетьянц, О. Сабетова // Маркетинг. - 2003. - №3. - С. 66-78.

5. Пивовар Е. И. Российское зарубежье. Социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии / Е. И. Пивовар. - Москва : РГГУ, 2008. - 545 c.

6. Сабирова Е. Г. «Педагогическая гостиная» как одна из форм воспитательной работы, направленная на развитие социально-культурной компетентности студентов / Е. Г. Сабирова. - Режим доступа : http://kpfu.ru/staff_files/F2001788300/Pedagogicheskaya.gostinaya.pdf.

7. Benedict R. The Сhrysanthemum and the Sworm / R. Benedict. - Вoston, 1946. - p. 287-304.

8. Blyth W. A. L. Non-verbal elements in education: some new perspectives / W. A. L. Blyth // British Journal of Educational Studies. - 1976. - Vol. ХХIV. - P. 109-126.

9. Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity / S. N. Eisenstadt. - New York : John Wiley & Sons, 1973. - P. 151-253.

10. Freire P. Learning to question: a pedagogy of liberation / P. Freire, A. Faundez. - New York : Continuum, 1989. - 142 p.

11. Gagné R. M. The conditions of learning / R. M. Gagné. - New York : Holt, Rinehart and Winston, 1977. - 339 p.

12. Hofstede G. H. Cultures and Organizations: Software of the Mind / G. H. Hofstede. - New York : McGraw-Hill, 1997. - 576 p.

13. Jarvis P. Adult and Continuing Education: Theory and Practice / P. Jarvis. - London; New York : RoutledgeFalmer, 1995. - 302 p.

14. Jarvis P. Adult education and lifelong learning: theory and practice / P. Jarvis. - London; New York : RoutledgeFalmer, 2004. - 374 p.

15. Knowles M. S. The Adult Learner: A Neglected Species / M. S. Knowles. - Houston : Gulf Publishing Co., 1978. - 244 p.

16. Knowles M. S. Andragogy in Action: Applying Modern Principles of Adult Learning / M. S. Knowles. - San Francisco : Jossey-Bass, 1984. - 328 p.

17. Knowles M. S. The Making of an Adult Educator: An Autobiographical Journey / M. S. Knowles. - San Francisco : Jossey Bass, 1989. - 211 p.

18. Knowles M. S. The Modern Practice of Adult Education: From pedagogy to andragogy / M. S. Knowles. - Chicago : Association Press, 1980. - 400 p.

19. Leonard G. Education and Easy Easy / G. Leonard. - New York : Dell, 1988. - 328 p.

20. Mackie K. The application of Learning Theory to Adult Teaching / K. Mackie. - Nottingham : University of Nottingham, 1981. - 18 p.

21. Stavenhagen R. Ethnodevelopment: a neglected dimension in development thinking / R. Stavenhagen // Development studies: critique and renewal. - Leiden : Brill, 1986. - 135 p.

22. Triandis H. C. Factors effecting employee selection in two cultures / H. C. Triandis // Journal of Applied Psychology. - 1963. - Vol. 47. - P. 89-96.


Рецензия

Для цитирования:


Якушкина М.С., Якушкина И.И., Смирнова А.И. Динамика трендов просветительства на пространстве СНГ. Научный диалог. 2017;(5):386-398. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-386-398

For citation:


Yakushkina M.S., Yakushkina I.I., Smirnova A.I. Dynamics of Enlightenment Trends in CIS Countries. Nauchnyi dialog. 2017;(5):386-398. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-5-386-398

Просмотров: 432


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)