Закадровый текст в документальном кинодискурсе
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-6-334-349
Аннотация
Статья посвящена характеристике функций закадрового текста как способа воплощения кинодискурса документального фильма, воссоздающего образ М. Горького последних десяти лет жизни. Материалом исследования стала переписка М. Горького 1924—1927 годов с писателями, где обсуждалось его отношение к преобразованиям в Советском союзе и работа над повестью «Жизнь Клима Самгина». Проведена работа по расшифровке звучащего закадрового текста, установлены адресаты писем, датировка переписки, проведено сравнение включенных в закадровый текст фрагментов с полным текстом писем. Доказано, что закадровый текст, в истории документального кино рассматриваемый как вспомогательный элемент видеоряда, в фильме С. Арановича и Б. Добродеева выступает в функции основного смыслообразующего элемента повествования, построенного по принципу монтажа фрагментов эпистолярия, компоновки их по проблемно-тематическому принципу с нарушением хронологии переписки. Важнейшая особенность документального дискурса фильма — объединение в пределах одного эпизода фрагментов цитат из писем М. Горького разным адресатам, что продиктовано авторской концепцией образа писателя как трагической личности, оказавшейся заложником созданного о нем мифа как пролетарского писателя, защитника большевистской идеологии.
Об авторах
М. Г. УртминцеваРоссия
Уртминцева Марина Генриховна - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой славянской филологии и культуры.
Нижний Новгород
В. Н. Скачкова
Россия
Скачкова Виктория Николаевна - аспирант кафедры славянской филологии и культуры.
Нижний Новгород
Список литературы
1. Буренина О. Ученый в зеркале киноавангарда / О. Буренина // Научные концепции ХХ века и русское авангардное искусство. — Белград : Издательство филологического факультета в Белграде, 2011. — С. 145—166.
2. Вертов Дзига. Статьи, дневники, замыслы / Дзига Вертов ; ред.-сост., автор вступ. статьи С. Дробашенко. — Москва : Искусство, 1966. — 320 с.
3. Волконский С. М. О кинематографе / С. М. Волконский // Отклики театра. — Петроград : Сириус, 1914. — С. 179—187.
4. Гинзбург С. С. Очерки теории кино / С. С. Гинзбург. — Москва : Искусство, 1974. — 262 с.
5. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Письма : июнь 1924 — февраль 1926 / М. Горький. — Москва : Наука, 2012. — Т. 15. — 966 с. — ISBN 978-5-020-37367-9.
6. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Письма : март 1926 — июль 1927 / М. Горький. — Москва : Наука, 2013. — Т. 16. — 981 с. — ISBN 978-5-02-038121-6.
7. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Письма : август 1927 — май 1928 / М. Горький. — Москва : Наука, 2014. — Т. 17. — 868 с. — ISBN 978-5-02-039060-7.
8. Горький М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Письма : апрель 1929 — июль 1930 / М. Горький. — Москва : Наука, 2017. — Т. 19. — 1003 с. — ISBN 978-5-02-039232-8.
9. Добродеев Б. Сюжеты вокруг сюжетов [Электронный ресурс] / Б. Добродеев // Искусство кино. — 2000. — № 9—10. — Режим доступа : old/kinoart.ru/archive/2000/09/n9-article24; old/kinoart.ru/archive/2000/10/n10-article30 (дата обращения 15.03.2021).
10. Дымарский М. Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы ХIХ—ХХ вв.) / М. Я. Дымарский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Эдиториал УРСС, 2006. — 238 с.
11. Кулешов Л. Искусство, современная жизнь и кинематография / Л. Кулешов // Собрание сочинений : в 3 т. Теория. Критика. Педагогика / Л. Кулешов. — Москва : Искусство, 1987. — Т. 1. — С. 88—90.
12. Левченко Я. Рождение кинотеории формалистов из духа революционного авангарда : случай Виктора Шкловского / Я. Левченко // Научные концепции ХХ века и русское авангардное искусство. — Белград : Издательство филологического факультета в Белграде, 2011. — С. 378—391.
13. Листов В. С. О критике кинодокументальных источников (по материалам советских киносъемок 1917—1920 гг.) / В. С. Листов // Археографический ежегодник за 1969 год. — Москва : Наука, 1971. — С. 54—69.
14. Литературное наследство. Горький и советские писатели : неизданная переписка / АН СССР. Институт Мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва : Издательство АН СССР, 1963. Горький — М. М. Пришвин. — Т. 70. — С. 318—362.
15. Литературное наследство. Горький и советские писатели : неизданная переписка / АН СССР. Институт Мировой литературы им. А. М. Горького. — Москва : Издательство АН СССР, 1963. Горький — Ф. В. Гладков. — Т. 70. — С. 63—124.
16. Овчаренко А. И. Публицистика М. Горького / А. И. Овчаренко. — Москва : Советский писатель, 1961. — 653 с.
17. Плотникова А. Г. Горький и кинематограф / А. Г. Плотникова. — Москва : ИМЛИ РАН, 2018. — 336 с. — ISBN 978-5-9208-0528-7.
18. Познин В. Ф. Кинотекст документального фильма как продукт критического осмысления действительности / В. Ф. Познин // Медиалингвистика. — 2016. — № 2 (12). — С. 26—36.
19. Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе / Г. С. Прожико. — Москва : ВГИК, 2004. — 454 с. — ISBN 5-87149-093-X.
20. Спиридонова Л. А. Примечания / Л. А. Спиридонова // М. Горький. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Письма : август 1927 — май 1928. — Москва : Наука, 2014. — Т. 17. — С. 341—350.
21. Сталин И. В. Письмо А. М. Горькому / И. В. Сталин // Сочинения. — Москва : Государственное издательство политической литературы, 1949. — Т. 12. — С. 173—177.
22. Трусевич Е. С. Закадровый текст в неигровом кино : попытка реабилитации / Е. С. Трусевич // Теория и история искусства. — 2019. — № 4 (75). — С. 11—14.
23. Ханзен-Лёве О. Формалистская теория кино / О. Ханзен-Лёве // Русский формализм. Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / пер. с нем. С. А. Ромашко. — Москва : Языки русской культуры, 2001. — С. 327—346.
24. Чуковский К. Нат Пинкертон и современная литература / К. Чуковский // Собрание сочинений : В 15 т. Литературная критика 1908-1915 / Предисловие и комментарий Е. Ивановой.- 2-е изд., электронное, испр. — Москва : Агентство ФТМ, Лтд, 2012. — Т. 7. — С. 25—62.
25. Шкловский В. Литература и кинематограф / В. Шкловский. — Берлин : Русское универсальное издательство, 1923. — 59 с.
26. Эйзенштейн С. Будущее звуковой фильмы [Электронный ресурс] / С. Эйзенштейн. — Режим доступа : lib.ru/Cinema/Kinolit/Ejzenshtjn/s_buduschee_zvukovoj_filxmy.txt. (дата обращения 17.03.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Уртминцева М.Г., Скачкова В.Н. Закадровый текст в документальном кинодискурсе. Научный диалог. 2022;11(6):334-349. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-6-334-349
For citation:
Urtmintseva M.G., Skachkova V.N. Voice-Over Text in Documentary Film Discourse. Nauchnyi dialog. 2022;11(6):334-349. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-6-334-349