Якутский язык в современной системе образования Республики Саха (Якутия): акторы, дебаты, новые вызовы
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-27-45
Аннотация
Рассматриваются вопросы функционирования якутского языка — родного языка большинства жителей Арктической зоны Республики Саха (Якутия) — в сфере образования. Авторы исходят из того, что, будучи одной из ключевых сфер (наряду с такими регламентируемыми сферами общения, как сфера официального делопроизводства, средств массовой информации, науки и др.), необходимых для сохранения и устойчивого развития языка, сфера образования способна отразить текущую языковую ситуацию в регионе, выявить риски и угрозы для существования того или иного языка, что особенно актуально в преддверии международного десятилетия языков коренных народов (2022—2032), провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН. Представлены результаты сопоставительного анализа положения якутского языка де-юре и де-факто на основе анализа соответствующих законодательных актов и результатов опросов среди жителей Якутии в 2021 году. Сделан вывод о том, что проведенный анализ позволяет судить об отрицательной динамике, проявляющейся в умеренном, но непрерывном снижении языковой компетенции среди носителей языков народов РФ, который на настоящем этапе заметен лишь экспертам и филологам, но представляет определенную угрозу существования языка в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова
Об авторах
А. Н. БиткееваРоссия
Биткеева Айса Николаевна, доктор филологических наук
Якутск
Н. И. Иванова
Россия
Иванова Нина Иннокентьевна, доктор филологических наук
Якутск
М. Я. Каплунова
Россия
Каплунова Мария Яковлевна, кандидат филологических наук
Якутск
Список литературы
1. Андросова Ю. В. Психологическое просвещение родителей детей, обучающихся в условиях билингвального образовательного процесса / Ю. В. Андросова // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2018. — № 2 (42). — С. 109—112. — DOI: 10.24888/2073-8439-2018-42-2-105-112.
2. Аргунова Т. В. Лингвистическая образовательная политика / Т. В. Аргунова // Современные языковые процессы в Республике Саха (Якутия) : Актуальные проблемы / науч. ред. П. А. Слепцов ; Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманитар. исслед. — Новосибирск : Наука, 2003. — 223 с. — ISBN 5-02-029896-4.
3. Арутюнова Е. М. Этноязыковые проблемы и перспективы в образовательной сфере российских республик (на примере Башкортостана) / Е. М. Арутюнова // Социологические исследования. — 2018. — № 4. — С. 25—35. — DOI: 10.7868/S0132162518040037.
4. Арутюнова Е. М. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании / Е. М. Арутюнова // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. — 2019. — № 1. — С. 50—61. — DOI: 10.19181/inab.2019.1.4.
5. Биткеева А. Н. Калмыцкий язык в современном мире (социолингвистический аспект) / А. Н. Биткеева. — Москва : Наука, 2006. — 364 с.
6. Биткеева А. Н. Прогнозирование и языковое многообразие в Российской Федерации : социолингвистический аспект / А. Н. Биткеева, М. Вингендер, В. Ю. Михальченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2019. — Т. 18. — № 3. — С. 6—23. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.3.1.
7. Боргояков С. А. Модернизация этноязыкового образования как средства формирования этнокультурной идентичности / С. А. Боргояков // Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII международной научной конференции «Народы и культуры саяно-алтая и сопредельных территорий», посвященной 300-летию открытия памятников енисейской письменности и году хакасского эпоса в Республике Хакасия. — Абакан : Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2021. — С. 123—128.
8. Боргояков С. А. Этнокультурное образование как фактор укрепления межнационального согласия в российском обществе / С. А. Боргояков, Р. С. Бозиев // Педагогика. — 2018. — № 2. — С. 3—14.
9. Габдулгафарова Э. М. Этнокультурное образование этнических меньшинств как составляющая часть региональной этнополитики / Э. М. Габдулгафарова // Казанский федералист. — 2006. — № 4 (20). — С. 23—44.
10. Габышева Ф. В. Развитие языковой личности в полилингвальной образовательной среде / Ф. В. Габышева, С. С. Семенова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России : матер. V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4—8 октября 2016 г.). — Санкт-Петербург : РОПРЯЛ, 2016. — Выпуск 5. — С. 1151-1157.
11. Герасимова О. Е. Этнокультурное образование в России как фактор этносоциализации молодежи / О. Е. Герасимова // Russian Journal of Education and Psychology. — 2014. — № 12 (44). — DOI: 10.12731/2218-7405-2014-12-10.
12. Горячева М. А. Современная образовательная политика в отношении языков народов России как важная часть этнонациональной политики страны / М. А. Горячева // Материалы Всероссийской научной конференции «Нациестроительство : состояние, проблемы, перспективы» (30 ноября 2018 года). — Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2018. — С. 178—185. — ISBN 978-5-7281-2285-2.
13. Иванова Н. И. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске : цифры и факты : монография / Н. И. Иванова ; отв. ред. П. А. Слепцов. — Москва : Языки народов мира, 2017. — 260 с. — ISBN 978-5-902198-33-8.
14. Иванова Н. И. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования : истоки начинающегося кризиса / Н. И. Иванова, В. Н. Никитина, А. Г. Филиппова // Научный диалог. — 2021. — № 10. — С. 65—84. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-65-84.
15. Иванова Н. И. Функциональный статус якутского языка в Республике Саха (Якутия) / Н. И. Иванова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 12. — С. 182—187. — DOI: 10.30853/filnauki.2019.12.37.
16. Игнатьева В. Б. Кто поддержит модель современной школы / В. Б. Игнатьева // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. — Москва : ИЭА РАН, 2010. — Выпуск 1. — С. 137—166.
17. Кондрашкина Е. А. Влияние психологического фактора на витальность языка / Е. А. Кондрашкина // Вопросы психолингвистики. — 2018. — № 37. — С. 22—35. — DOI: 10.30982/2077-5911-2018-37-3-22-35.
18. Михальченко В. Ю. Проблема витальности языков малочисленных народов России / В. Ю. Михальченко // Языковая ситуация в Российской Федерации : 1992. — Москва : Российская Академия Наук, Отделение литературы и языка, Научный совет «Язык и общество», Институт языкознания, Научно-исследовательский центр по национальноязыковым отношениям, 1992. — С. 39—44.
19. Никифорова Е. П. Языковая образовательная политика в Республике Саха (Якутия) / Е. П. Никифорова, Л. П. Борисова // Современные исследования социальных проблем. — 2015. — № 9 (53). — С. 543—552.
20. Саввинов В. М. Анализ опыта образовательных практик, направленных на сохранение и воспроизводство культуры и языка коренных народов Республики Саха (Якутия) в 1950—2010 годах / В. М. Саввинов, П. П. Иванов // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. — 2013а. — № 5 (31). — С. 65—72.
21. Саввинов В. М. Анализ проблем и критических ситуаций в системе образования с точки зрения задач сохранения культуры и языков коренных народов Республики Саха (Якутия) / А. И. Саввинов // Наука и образование. — 2013б. — № 4. — С. 100—105.
22. Таркова А. П. Обучение родному (эвенскому) языку в школах малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) / А. П. Таркова // Язык и культура (Новосибирск). — 2014. — № 15. — С. 75—78.
Рецензия
Для цитирования:
Биткеева А.Н., Иванова Н.И., Каплунова М.Я. Якутский язык в современной системе образования Республики Саха (Якутия): акторы, дебаты, новые вызовы. Научный диалог. 2022;11(9):27-45. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-27-45
For citation:
Bitkeeva A.N., Ivanova N.I., Kaplunova M.Ya. Yakut Language in Modern Education System of Republic of Sakha (Yakutia): Actors, Debates, New Challenges. Nauchnyi dialog. 2022;11(9):27-45. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-27-45