Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Якутский язык в современной системе образования Республики Саха (Якутия): акторы, дебаты, новые вызовы

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-27-45

Аннотация

Рассматриваются вопросы функционирования якутского языка — родного языка большинства жителей Арктической зоны Республики Саха (Якутия) — в сфере образования. Авторы исходят из того, что, будучи одной из ключевых сфер (наряду с такими регламентируемыми сферами общения, как сфера официального делопроизводства, средств массовой информации, науки и др.), необходимых для сохранения и устойчивого развития языка, сфера образования способна отразить текущую языковую ситуацию в регионе, выявить риски и угрозы для существования того или иного языка, что особенно актуально в преддверии международного десятилетия языков коренных народов (2022—2032), провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН. Представлены результаты сопоставительного анализа положения якутского языка де-юре и де-факто на основе анализа соответствующих законодательных актов и результатов опросов среди жителей Якутии в 2021 году. Сделан вывод о том, что проведенный анализ позволяет судить об отрицательной динамике, проявляющейся в умеренном, но непрерывном снижении языковой компетенции среди носителей языков народов РФ, который на настоящем этапе заметен лишь экспертам и филологам, но представляет определенную угрозу существования языка в долгосрочной перспективе.

Об авторах

А. Н. Биткеева
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

Биткеева Айса Николаевна, доктор филологических наук

Якутск



Н. И. Иванова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

Иванова Нина Иннокентьевна, доктор филологических наук

Якутск



М. Я. Каплунова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова
Россия

Каплунова Мария Яковлевна, кандидат филологических наук

Якутск



Список литературы

1. Андросова Ю. В. Психологическое просвещение родителей детей, обучающихся в условиях билингвального образовательного процесса / Ю. В. Андросова // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2018. — № 2 (42). — С. 109—112. — DOI: 10.24888/2073-8439-2018-42-2-105-112.

2. Аргунова Т. В. Лингвистическая образовательная политика / Т. В. Аргунова // Современные языковые процессы в Республике Саха (Якутия) : Актуальные проблемы / науч. ред. П. А. Слепцов ; Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманитар. исслед. — Новосибирск : Наука, 2003. — 223 с. — ISBN 5-02-029896-4.

3. Арутюнова Е. М. Этноязыковые проблемы и перспективы в образовательной сфере российских республик (на примере Башкортостана) / Е. М. Арутюнова // Социологические исследования. — 2018. — № 4. — С. 25—35. — DOI: 10.7868/S0132162518040037.

4. Арутюнова Е. М. Языковая ситуация в Республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании / Е. М. Арутюнова // Информационно-аналитический бюллетень Института социологии ФНИСЦ РАН. — 2019. — № 1. — С. 50—61. — DOI: 10.19181/inab.2019.1.4.

5. Биткеева А. Н. Калмыцкий язык в современном мире (социолингвистический аспект) / А. Н. Биткеева. — Москва : Наука, 2006. — 364 с.

6. Биткеева А. Н. Прогнозирование и языковое многообразие в Российской Федерации : социолингвистический аспект / А. Н. Биткеева, М. Вингендер, В. Ю. Михальченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2019. — Т. 18. — № 3. — С. 6—23. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.3.1.

7. Боргояков С. А. Модернизация этноязыкового образования как средства формирования этнокультурной идентичности / С. А. Боргояков // Материалы международного симпозиума хакасского эпоса, VIII международной научной конференции «Народы и культуры саяно-алтая и сопредельных территорий», посвященной 300-летию открытия памятников енисейской письменности и году хакасского эпоса в Республике Хакасия. — Абакан : Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории, 2021. — С. 123—128.

8. Боргояков С. А. Этнокультурное образование как фактор укрепления межнационального согласия в российском обществе / С. А. Боргояков, Р. С. Бозиев // Педагогика. — 2018. — № 2. — С. 3—14.

9. Габдулгафарова Э. М. Этнокультурное образование этнических меньшинств как составляющая часть региональной этнополитики / Э. М. Габдулгафарова // Казанский федералист. — 2006. — № 4 (20). — С. 23—44.

10. Габышева Ф. В. Развитие языковой личности в полилингвальной образовательной среде / Ф. В. Габышева, С. С. Семенова // Динамика языковых и культурных процессов в современной России : матер. V Конгресса РОПРЯЛ (г. Казань, 4—8 октября 2016 г.). — Санкт-Петербург : РОПРЯЛ, 2016. — Выпуск 5. — С. 1151-1157.

11. Герасимова О. Е. Этнокультурное образование в России как фактор этносоциализации молодежи / О. Е. Герасимова // Russian Journal of Education and Psychology. — 2014. — № 12 (44). — DOI: 10.12731/2218-7405-2014-12-10.

12. Горячева М. А. Современная образовательная политика в отношении языков народов России как важная часть этнонациональной политики страны / М. А. Горячева // Материалы Всероссийской научной конференции «Нациестроительство : состояние, проблемы, перспективы» (30 ноября 2018 года). — Москва : Российский государственный гуманитарный университет, 2018. — С. 178—185. — ISBN 978-5-7281-2285-2.

13. Иванова Н. И. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске : цифры и факты : монография / Н. И. Иванова ; отв. ред. П. А. Слепцов. — Москва : Языки народов мира, 2017. — 260 с. — ISBN 978-5-902198-33-8.

14. Иванова Н. И. Социолингвистическая обусловленность функционирования якутского языка в сфере школьного образования : истоки начинающегося кризиса / Н. И. Иванова, В. Н. Никитина, А. Г. Филиппова // Научный диалог. — 2021. — № 10. — С. 65—84. — DOI: 10.24224/2227-1295-2021-1-65-84.

15. Иванова Н. И. Функциональный статус якутского языка в Республике Саха (Якутия) / Н. И. Иванова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2019. — № 12. — С. 182—187. — DOI: 10.30853/filnauki.2019.12.37.

16. Игнатьева В. Б. Кто поддержит модель современной школы / В. Б. Игнатьева // Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. — Москва : ИЭА РАН, 2010. — Выпуск 1. — С. 137—166.

17. Кондрашкина Е. А. Влияние психологического фактора на витальность языка / Е. А. Кондрашкина // Вопросы психолингвистики. — 2018. — № 37. — С. 22—35. — DOI: 10.30982/2077-5911-2018-37-3-22-35.

18. Михальченко В. Ю. Проблема витальности языков малочисленных народов России / В. Ю. Михальченко // Языковая ситуация в Российской Федерации : 1992. — Москва : Российская Академия Наук, Отделение литературы и языка, Научный совет «Язык и общество», Институт языкознания, Научно-исследовательский центр по национальноязыковым отношениям, 1992. — С. 39—44.

19. Никифорова Е. П. Языковая образовательная политика в Республике Саха (Якутия) / Е. П. Никифорова, Л. П. Борисова // Современные исследования социальных проблем. — 2015. — № 9 (53). — С. 543—552.

20. Саввинов В. М. Анализ опыта образовательных практик, направленных на сохранение и воспроизводство культуры и языка коренных народов Республики Саха (Якутия) в 1950—2010 годах / В. М. Саввинов, П. П. Иванов // Образование. Наука. Инновации : Южное измерение. — 2013а. — № 5 (31). — С. 65—72.

21. Саввинов В. М. Анализ проблем и критических ситуаций в системе образования с точки зрения задач сохранения культуры и языков коренных народов Республики Саха (Якутия) / А. И. Саввинов // Наука и образование. — 2013б. — № 4. — С. 100—105.

22. Таркова А. П. Обучение родному (эвенскому) языку в школах малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) / А. П. Таркова // Язык и культура (Новосибирск). — 2014. — № 15. — С. 75—78.


Рецензия

Для цитирования:


Биткеева А.Н., Иванова Н.И., Каплунова М.Я. Якутский язык в современной системе образования Республики Саха (Якутия): акторы, дебаты, новые вызовы. Научный диалог. 2022;11(9):27-45. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-27-45

For citation:


Bitkeeva A.N., Ivanova N.I., Kaplunova M.Ya. Yakut Language in Modern Education System of Republic of Sakha (Yakutia): Actors, Debates, New Challenges. Nauchnyi dialog. 2022;11(9):27-45. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-9-27-45

Просмотров: 672


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)