Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Импорт из Германии как фактор транспортного кризиса Российской империи в годы Первой мировой войны

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-462-484

Аннотация

Рассматривается импорт в Россию немецких транспортных средств и средств их производства в пятилетие до Первой мировой войны. Впервые вопрос о доле продукции германских заводов и фабрик в российском импорте раскрывается на основе статистических данных таможни Германии. Особое внимание уделено доле немецких автомобилей в российском автопарке к 1914 году, а также последствиям довоенной зависимости промышленности от импорта немецких станков и иного оборудования. В научный оборот вводятся новые источники (материалы российской и немецкой периодической печати, таможенная статистика Германии, документы Федерального архива Германии (Bundesarchiv)), позволяющие выявить состав импорта и получить более полное представление о предпосылках транспортного кризиса 1916—1917 годов. Отмечается, что автомобили немецкого производства составили значительную часть автопарка русской армии. Сделан вывод, что зависимость от импорта немецких товаров промышленного потребления подорвала потенциал российской промышленности. Это не позволило ей в годы Первой мировой войны в достаточной степени увеличить производство, удовлетворить потребности транспортной системы и, таким образом, способствовало её кризису.

Об авторе

К. Д. Котельников
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Котельников Константин Дмитриевич - кандидат исторических наук, Институт истории.

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Айзенштадт Л. А. Очерки по истории станкостроения СССР / Л. А. Айзенштадт, С. А. Чихачев. — Москва : Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1957. — 528 с.

2. Виноградов П. В. Иностранные поставки автомобилей как пример военно-технического сотрудничества России с союзниками в годы Первой мировой войны / П. В. Виноградова // Общество : философия, история, культура. — 2016. — № 8. — С. 69—72.

3. Воронкова С. В. Строительство автомобильных заводов в России в годы первой мировой войны (1914—1917 гг.) / С. В. Воронкова // Исторические записки. — 1965. — Т. 75. — С. 147—169.

4. Иванов А. А. Общественная дискуссия вокруг американских закупок для нужд российских железных дорог в годы Первой мировой войны / А. А. Иванов, Н. И. Богомазов // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 1. — С. 330—350. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-1-330-350.

5. Иванов М. Д. История московского трамвая (1899—2009) / М. Д. Иванов, А. И. Кирсанов, В. В. Розалиев. — Москва : Медиа-Бюро, 2009. — 302 с. ISBN: 978-5-9901797-1-4.

6. Иванов П. Г. Очерк истории и статистики русского заводского паровозостроения / П. Г. Иванов. — Петроград, 1920. — 19 с.

7. История автомобильного транспорта в России до 1917 года. — Москва : НИИАТ, 1994. — 494 с. — ISBN 5-900841-01-4.

8. Кафенгауз Л. Б. Эволюция промышленного производства России / Л. Б. Кафенгауз. — Москва : Эпифания, 1994. — 848 с.

9. Кирилец С. Автомобили Русской императорской армии / С. Кирилец, Г. Канинский. — Москва : Фонд «Русские Витязи», 2010. — 264 с. — ISBN 978-5-903389-28-5.

10. Поликарпов В. Русская военно-промышленная политика. 1914—1914. Государственные задачи и частные интересы / В. Поликарпов. — Москва : ЗАО Центрполиграф, 2015. — 383 с. — ISBN 978-5-227-06136-2.

11. Порох, золото и сталь. Военно-техническое сотрудничество в годы Первой мировой войны. — Санкт-Петербург : Издательство РХГА, 2017. — 532 с. — ISBN 978-5-88812-889-3.

12. Прокофьева Е. Ю. История организации производства первых отечественных автомобилей (1896—1920 гг.) / Е. Ю. Прокофьева // Вестник СПбГУ. — Серия 2. — 2012. — Выпуск 1. — С. 168—176.

13. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / отв. ред. Ю. А. Петров. — Москва : Политическая энциклопедия, 2014. — 982 с. — ISBN 978-5-8243-1906-4.

14. Сенин А. С. Железнодорожное хозяйство России в годы Первой мировой войны : к вопросу о «расстройстве транспорта» / А. С. Сенин // Труды по россиеведению. — 2009. — № 1. — С. 237—269.

15. Тархов С. А. История московского трамвая / С. А. Тархов. — Москва : [б. и.], 1999. — 356 с.

16. Шаров П. Влияние экономики на исход мировой войны / П. Шаров. — Ленинград : Государственное издательство, 1928. — 174 с.


Рецензия

Для цитирования:


Котельников К.Д. Импорт из Германии как фактор транспортного кризиса Российской империи в годы Первой мировой войны. Научный диалог. 2023;12(5):462-484. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-462-484

For citation:


Kotelnikov K.D. Import from Germany as a Factor of Transport Crisis of Russian Empire during First World War. Nauchnyi dialog. 2023;12(5):462-484. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-5-462-484

Просмотров: 354


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)