Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Преподавание истории в школах г. Читы в контексте реализации задач Советского государства в сфере исторической политики (конец 1930-х - начало 1940-х годов)

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-325-340

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена анализу специфики преподавания истории в школах города Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Источниками для нее послужили опубликованные партийно-правительственные документы и делопроизводственные материалы из фондов Государственного архива Забайкальского края, вводимые в научный оборот впервые. В работе показано, что предвоенные годы явились весьма важным этапом для развития школьного исторического образования в нашей стране, определившим изменения в содержании этой дисциплины и методики ее обучения. Особое внимание в исследовании уделяется особенностям организации учебного процесса на уроках истории, характеристике кадрового и материального обеспечения читинских школ. Автор подробно останавливается на проблемах реализации образовательного процесса по этому предмету, среди которых называется дефицит квалифицированных кадров, отсутствие необходимой учебной и учебно-методической литературы, наличие учащихся, отстающих от школьной программы, и другие. Отмечается, что в силу отдаленности Читинской области от центра решение обозначенных вопросов объективно шло медленнее. Однако несмотря на имеющиеся недочёты усилия ГорОНО, руководства школ и всего учительского состава города Читы постепенно способствовали приведению качества преподавания истории в соответствие с необходимыми требованиями.

Об авторе

О. А. Яремчук
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет»
Россия


Список литературы

1. ГАЗК - Государственный архив Забайкальского края. Ф. П-1834 (Первичная организация КПСС средней школы № 4, Центральный район, г. Чита). Оп. 1. Д. 1. Л. 2об.; Ф. Р-2241 (Отдел народного образования исполнительного комитета Читинского городского Совета народных депутатов (1923-1991)). Оп. 1. Д. 3. Л. 3; Ф. Р-2241. Оп. 1. Д. 4. Л. 3, 9-9об., 10-10об., 15-15об., 16об.; Ф. Р-2241. Оп. 1. Д. 5. Л. 5, 8, 10-10об., 16об., 17, 19-19об., 20.

2. О начальной и средней школе : Постановление ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 г. [Электронный ресурс] // Livejournal. Серия: Psyhistorik. - Режим доступа : http://psyhistorik.livejournal.com/56331.html.

3. О преподавании гражданской истории в школах СССР : Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального комитета ВКП (б) от 15 мая 1934 г. [Электронный ресурс] // Библиотека нормативно-правовых актов СССР. - Режим доступа : http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3989.htm.

4. Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории Союза ССР с краткими сведениями по всеобщей истории» от 3 марта 1936 г. : Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) [Электронный ресурс] // Исторические материалы. - Режим доступа : http://istmat.info/node/43985.

5. Об учебниках начальной и средней школы : Постановление ЦК ВКП (б) от 12 февраля 1933 г. [Электронный ресурс] // Сайт Анатолия Владимировича Краснянского. - Режим доступа : http://avkrasn.ru/article-780.html.

6. Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе : Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г. [Электронный ресурс] // Исторические материалы. - Режим доступа : http://istmat.info/node/57330.

7. Аллабердина Г. И. Становление и развитие школьного исторического образования в СССР и Российской Федерации / Г. И. Аллабердина. - Уфа : Гилем, 2006. - 195 с.

8. Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики / Р. Б. Вендровская. - Москва : Педагогика, 1982. - 128 с.

9. Гантимурова М. И. «Воспитать патриотов…» (Система образования Читы) / М. И. Гантимурова // Чита в годы Великой Отечественной войны : сборник статей, документов и фотодокументов / под ред. В. И. Мерцалова. - Чита : Экспресс-издательство, 2015. - С. 344-346.

10. Гордина Е. Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны / Е. Д. Гордина // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 3. - С. 9-13.

11. Гордина Е. Д. Утверждение в советском массовом сознании официальной концепции отечественной истории (1930-е - первая половина 1940-х годов) : историография проблемы / Е. Д. Гордина // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. - 2015. - С. 83-97.

12. Гришаев О. В. Историческая наука и историческое образование в СССР в конце 1920 - начале 1930-х годов / О. В. Гришаев // Научные ведомости. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2014. - № 15 (186). - Вып. 31. - С. 144-151.

13. Гришаев О. В. История изучения партийно-правительственной политики 1930-х годов в области исторического образования / О. В. Гришаев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Вып. 3 (107). - С. 288-292.

14. Гурьева О. В. Начальное образование / О. В. Гурьева // Энциклопедия Забайкалья. Чита. - Новосибирск : Наука, 2014. - С. 341-343.

15. Ершова И. А. Эволюция методов обучения истории в советской школе, 1930-е - начало 1990-х гг. : автореферат диссертации.. кандидата педагогических наук / И. А. Ершова. - Москва, 1994. - 17 с.

16. Казакова Т. П. Чита в годы войны / Т. П. Казакова // Читинская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : сборник документов и материалов. - Чита : Экспресс-издательство, 2005. - С. 14-17.

17. Казанова О. И. Начальное образование / О. И. Казанова, Е. В. Добрынина, А. В. Константинов // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование. В 2 ч. Ч. 2. Н-Я. - Новосибирск : Наука, 2011. - С. 26-29.

18. Калуцкая Е. К. Методика преподавания истории в 1920-е гг. : осмысление опыта прошлого в новых условиях / Е. К. Калуцкая // Преподавание истории в школе. - 2008. - № 8. - С. 51-56.

19. Колосков А. Г. Становление и совершенствование школьного исторического образования в СССР : автореферат диссертации.. доктора педагогических наук / А. Г. Колосков. - Москва, 1984. - 35 с.

20. Константинов А. В. Среднее образование (общее) / А. В. Константинов // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование. В 2 ч. Ч. 2. Н-Я. - Новосибирск : Наука, 2011. - С. 245-247.

21. Константинова Т. А. Из истории народного образования Читинской области в 1937-1945 гг. / Т. А. Константинова // Читинская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 : сборник документов и материалов. - Чита : Экспресс-издательство, 2005. - С. 530-536.

22. Косых В. И. Читинский государственный педагогический институт : первый учебный год / В. И. Косых // Читинский архивный вестник (К 70-летию Читинской области). - № 13. - Чита : Поиск, 2007. - С. 28-34.

23. Лобода М. А. Читинский государственный педагогический институт в годы войны / М. А. Лобода // Чита в годы Великой Отечественной войны : сборник статей, документов и фотодокументов. - Чита : Экспресс-издательство, 2015. - С. 329-332.

24. Мамонтова И. Г. Средняя общеобразовательная школа № 3 / И. Г. Мамонтова // Энциклопедия Забайкалья. Чита. - Новосибирск : Наука, 2014. - С. 489-490.

25. Мерцалов В. И. Город Чита накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) / В. И. Мерцалов // Чита в годы Великой Отечественной войны : сборник статей, документов и фотодокументов. - Чита : Экспресс-издательство, 2015. - С. 7-12.

26. Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область. В 2 т. Т. 2. / под ред. Н. В. Гордеева. - Чита : Экспресс-издательство, 2007. - 240 с.

27. Пепелина Н. И. Из истории народного образования в СССР в 1930-х годах : работа над школьным учебником отечественной истории / Н. И. Пепелина // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. История и политология. - 2013. - № 2. - С. 19-32.

28. Порш Л. А. Неполная средняя школа / Л. А. Порш, А. В. Константинов // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование. В 2 ч. Ч. 2. Н-Я. - Новосибирск : Наука, 2011. - С. 34-35.

29. Розенберг Е. Г. Среднее (общее) образование / Е. Г. Розенберг // Энциклопедия Забайкалья. Чита. - Новосибирск : Наука, 2014. - С. 485-487.

30. Сомов В. А. История как учебный предмет в советской системе школьного воспитания во второй половине 1930-х гг. / В. А. Сомов // Люди и тексты. Исторический альманах. - 2014. - № 6. - С. 257-270.


Рецензия

Для цитирования:


Яремчук О.А. Преподавание истории в школах г. Читы в контексте реализации задач Советского государства в сфере исторической политики (конец 1930-х - начало 1940-х годов). Научный диалог. 2017;(8):325-340. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-325-340

For citation:


Yaremchuk O.A. Teaching History in Schools in Chita in Context of Implementation of Tasks of the Soviet State in Sphere of Historical Policy (late 1930-ies - early 1940-ies). Nauchnyi dialog. 2017;(8):325-340. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-325-340

Просмотров: 269


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)