Preview

Научный диалог

Расширенный поиск
№ 8 (2017)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

9-20 11
Аннотация
Рассматриваются русские общеупотребительные пространственные предлоги со значением близости и способы их выражения в персидском языке. Отмечается, что в русском языке встречается более 33 предлогов со значением близости. Практическое значение исследования обусловлено тем, что понимание их значений вызывает трудности у иранских студентов, в частности, при выборе подходящего эквивалента в персидском. Авторы данного исследования ставят цель - установить и описать существующие соотношения между общеупотребительными пространственными предлогами со значением близости в русском языке и их эквивалентами в персидском языке. Новизна исследования видится в том, что впервые рассматриваются соотношения, существующие между разнообразными предлогами со значением близости в сопоставительном аспекте на русско-персидском материале. Проанализировано 190 контекстов, в которых используются пространственные предлоги. Материал извлечен из разных источников, в том числе из художественных произведений, которые были переведены с русского языка на персидский язык, из толковых и переводных словарей, а также из Национального корпуса русского языка.
21-32 6
Аннотация
Рассматривается общерусская лексема время и производные от нее в говорах русского языка. Автор исходит из того, что семантические объемы слова, известного литературному языку, и его диалектных аналогов могут быть не тождественны в силу разных дискурсивных условий, формируемых культурой. Актуальность исследования обусловлена повышенным вниманием в современном языкознании к проблемам отражения в языке народной культуры, а также к вопросам диахронического описания словарного состава русского языка и истории отдельных слов. На основе анализа лексико-семантических вариантов слова время , а также значений слов с корнем - врем - в русских говорах уточнено понимание времени в народной культуре. Сообщается, что слово время в народном понимании называет не весь период жизни человека от рождения до смерти, а только период биологической зрелости, связанный со способностью к продолжению рода. Доказано, что период зрелости в народной культуре и языке оценивается как период благополучия, который становится основой для представления о норме в человеческой жизни и ориентиром в осознании жизненного «пространства» человека. Установлено, что семантика общерусского слова время аккумулировала древнейшие этимологические значения слов год и пора .
33-45 12
Аннотация
Рассматривается вопрос о конструктивных возможностях русского сочинительного союза да и . В работе уделяется внимание типам союзных конструкций, в которых функционирует союз, дается их краткий обзор. Особое внимание уделяется специфике сочетаемости союза да и . Актуальность исследования определяется необходимостью иметь полное представление о синтаксической специфике каждого союза, в частности, для последующего его лексикографического описания. Предлагается перечень конкретизаторов союза, а также дается их характеристика с позиции роли в конструкции. Выявляется типизированная лексика, с которой регулярно сочетается союз да и . Проводится разграничение понятий «конкретизатор» и «типизированная лексика» на основе их функций в составе конструкции. Новизна исследования заключается в выявлении ряда лексем, регулярно сочетающихся с союзом и оказывающих влияние на семантику вводимого союзом компонента конструкции. В результате анализа устанавливается, что для союза да и характерна текстовая функция и функция связи в сложном предложении. Обосновывается факт формирования на базе сочетания да и потом текстовой скрепы. Делается вывод о том, что конкретизаторы союза и типизированная лексика формируют в конструкции дополнительное обобщающее значение.
46-58 6
Аннотация
Статья посвящена вопросам анализа структуры лексического значения слова. Цель статьи - обосновать наличие в значении слова селективного компонента, ограничивающего сочетаемость слов, то есть детерминирующего связь лексемы с другими языковыми единицами. Данный компонент значения в отличие от других отражает складывающуюся общественную практику употребления знака и придает ей нормативный, регламентирующий характер, а также выполняет ряд важных речевых функций - ограничения, предписания или запрета сочетаемости слов. Автор статьи исследует селективные ограничения на материале предметно-понятийной, экспрессивной и национально-культурной лексики. В ходе исследования было выявлено большое количество примеров селективных ограничений в значении русских и английских слов. Проведенный анализ позволяет утверждать, что селективный компонент значения имеет важные функции в языке - он определяет круг возможной сочетаемости данного слова и «контролирует» процесс реализации сочетаемости лексем. Роль ограничителя сочетаемости слов в речи играют три вида селективного компонента: денотативно-селективный, коннотативно-селективный и национально-культурный, - входящие в его структуру и содержащие в себе различные селективные семы. Практическая ценность исследований в данной области определяется тем, что незнание лексической сочетаемости приводит изучающих иностранные языки к нелепым ошибкам.
59-72 11
Аннотация
Рассматриваются глаголы смягчительного (аттенуативного) способа действия с семантикой ‘употреблять спиртное’, образованные с помощью словообразовательного форманта под -. Статья продолжает серию работ автора, посвященных изучению способов действия (например, сатуративного, смягчительного и др.) в их связи с национальной картиной мира и менталитетом. Актуальность исследования обусловлена лингвокультурологическим методом исследования. Выполнен обзор работ, посвященных изучению смягчительного способа действия глагола в различных аспектах. Особое внимание уделяется анализу глаголов подвыпить, подпить, поддать , их морфологическим, синтаксическим и сочетаемостным особенностям. Приводятся статистические характеристики грамматических форм рассматриваемых глаголов. Отмечается, что в современной речи самым распространенным является глагол подвыпить , который представлен в своей самой частотной форме - причастие. Подробно анализируется сфера субъекта данного глагола и особенности сочетаемости с фреквентативными наречиями. Глаголы подпить и поддать отличаются использованием большего количества грамматических форм и способностью образовывать видовые корреляты, что обусловлено актантной структурой данных глаголов. Стереотипные представления о культуре пития ярко проявляются в сравнительных оборотах, а также в аспектуальных ситуациях повторяющегося действия. Материалом для исследования послужили примеры из современных художественных и публицистических текстов Национального корпуса русского языка.
73-83 6
Аннотация
Рассматривается заголовочный компонент художественного текста как ключ к пониманию авторского замысла, который открывается читателю при знакомстве с текстом целого произведения. Отмечается, что заглавие, в настоящее время особенно, приобретает культурологическое значение, становясь еще и культурным кодом, позволяющим постичь национальную специфику того или иного явления действительности, отраженной в тексте. Эти и другие факторы обусловливают актуальность изучения заголовочных компонентов в аспекте современной лингвистической парадигмы. Показано, что художественный текст как отражение авторской картины мира является благодатным материалом для изучения заголовочных компонентов. При этом одним из способов декодирования заглавия произведения является семантический анализ целого текста. На примере анализа стихотворения в прозе «Снег» С. Н. Сергеева-Ценского выявлены механизмы взаимодействия заглавия и текста в функционально-семантическом аспекте. Утверждается, что авторская семантика, зашифрованная в заглавии «Снег», обнаруживается только на основе анализа семантики целого текста, выявления символического значения ключевой лексемы снег с исходной пейзажной семантикой. Предпринята попытка построить семантические ряды, раскрывающие смысл заглавия произведения «Снег», которые актуализируют индивидуально-авторский замысел, идею произведения. Отмечается, что подобного рода исследования открывают перспективы для лексикографической практики, а также исследования динамического аспекта теории текста.
84-103 6
Аннотация
Статья посвящена интерпретации коммуникативно-когнитивного континуума газетной наррации, где в качестве действующих лиц выступают селебрити. Актуальность исследования обусловлена повышенным интересом в современной лингвистике к интеракции языковых личностей, принадлежащих к различным социокультурным общностям, а также к прагматическим характеристикам их медийной презентации, в частности, в нарративе о знаменитостях. Автор статьи рассматривает коммуникативно-прагматические особенности нарратива о Ким Кардашьян на материале статей из качественной газеты «Frankfurter Rundschau» и бульварного таблоида «Express». Анализ эмпирического материала показал, что доминантными маркерами рассматриваемого нарратива являются: отсутствие непосредственного контакта между нарратором и селебрити; частотность эвиденциальных конструкций для маркирования источника информации об описываемом персонаже; образность и экспрессивность в портретных описаниях знаменитости; контрастивное изображение богатства и бедности селебрити как сенсационная деталь; использование сниженной лексики для журналистской оценки поведения знаменитости в бульварной газете; изображение селебрити как персонажа повествования или прецедентного эталона при характеристике иного денотативного содержания; чередование сенсаций в жизни знаменитости и периодов относительного затишья сюжетных действий, то есть «слабых позиций» в нарративной структуре.
104-115 10
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена тем, что оно выполнено в русле нового исследовательского направления в лингвистике - когнитивного, сложившегося на рубеже XX-XXI веков. Материал исследования интересен с точки зрения применения теории когнитивной семантики к анализу художественного текста. Когнитивный анализ осуществляется в комплексе с функциональным и дискурсивным. Автором представлено последовательное расширение вербально-семантической составляющей анализа от изучения значений текста к знаниям о действительности. При этом источником получения знаний о тексте и мире является слово - лексема дом . В статье особое внимание уделяется особенностям контекстуальных реализаций языкового воплощения концепта ДОМ, позволяющим отчасти эксплицировать (дополнить и обосновать предыдущие исследования автора) содержание концепции писателя. Исследование открывает доступ к дальнейшей реконструкции образа мира изучаемого писателя при помощи репрезентации категории пространства. Доказано, что комплекс контекстуальных форм выражения концепта ДОМ создает неповторимую, национально специфичную конфигурацию пространства текста, которая подчеркивает особую значимость этого объекта в русском сознании во время эмиграции, усиливает драматичность созданной писателем действительности, актуализирует важные особенности русского характера. Подобное исследование позволяет внести вклад в теорию и практику когнитивно-дискурсивных исследований языка.
116-130 11
Аннотация
Рассматривается жанровая стратификация британского ресторанного дискурса и жанрово-дискурсивные характеристики его виртуальной разновидности. Автором на основе понимания жанра как базовой единицы дискурса разработана классификация жанров в зависимости от сферы речи, обслуживающей тот или иной вид ресторанного бизнеса, в том числе сферу ресторанной интернет-коммуникации. Выделяются речевые жанры рекламного ресторанного дискурса; ресторанного медиадискурса; ресторанного интернет-дискурса; ресторанного коммерческого дискурса; ресторанного дискурса бизнес-сообщества. Сделан вывод об особом месте гипержанра интернет-сайта предприятия общественного питания, поскольку интернет-сайт, являясь одним из жанров ресторанного интернет-дискурса, может выступать в качестве особого гипертекстового пространства, объединяющего такие интернет-жанры, как блог, отзыв, рецензия, комментарий и др. Описаны дискурсивные черты ресторанного интернет-дискурса, предложена классификация типов вербализации адресанта в гипертекстовом пространстве интернет-сайта (персонифицированный адресант; коллективный персонифицированный адресант; коллективный адресант (команда) с элементами персонификации; коллективный адресант (команда) без персонификации); а также выявлены социально-экономические, статусно-ролевые, социально-демографические, социально-личностные дискурсивные параметры адресата. Статья вносит вклад в развитие дискурсологии и теории интернет-коммуникации.
131-140 6
Аннотация
Рассмотрены стилистические пласты, представленные в структуре лексико-фразеологического поля (ЛФП) «Литература» в современном русском языке. Отмечается, что данное поле представляет собой совокупность лексических и фразеологических единиц, объединённых тематически и семантически - отношением к художественной литературе как деятельности и результату этой деятельности. Показано, что ЛФП «Литература» является полем терминологического типа, лексическую основу которого составляют термины соответствующей отрасли, чем и обоснована его специфика, в том числе стилистическая. При этом ЛФП имеет сложный стилистический состав. Автор выделяет в терминологической части ЛФП общеупотребительные слова ( писатель ) и специальные термины ( литота ). Отмечается, что нетерминологическая лексика может иметь разговорную окраску, выражая насмешливое, ироническое, пренебрежительное отношение говорящего к литературному труду ( писака ), и высокую, в том числе устаревшую ( мастер слова ). Новизна исследования видится в том, что анализируется промежуточное положение между данными совершенно разными стилистическими пластами профессионализмов, используемых в непринуждённой разговорной речи людей, которые имеют отношение к литературной деятельности. Показано, что лексемы и фраземы могут изменять свою стилистическую окраску и переходить из одного пласта в другой. Делается вывод о том, что стилистическое разнообразие указывает на высокую активность использования единиц ЛФП «Литература» в различных сферах жизнедеятельности человека.
141-153 6
Аннотация
Статья посвящена интерактивному взаимодействию участников электронной коммуникации на примере политического медиадискурса ФРГ. Материалом исследования послужили тексты электронных статей и электронных комментариев политической направленности из ведущих немецкоязычных газет и журналов. В работе показано, что статьи и комментарии в электронных изданиях представляют собой тесно взаимосвязанные интерактивные парные комплексы. Актуальность предлагаемого исследования обусловлена рассмотрением материала сквозь призму интеракционной модели коммуникации, позволяющей детально изучить условия, при которых отправитель информации и реципиент активно взаимодействуют в процессе интерпретации сообщений. Особое внимание в статье уделяется анализу вербальных средств общения на примере немецкого языка, используемых в текстах двух обозначенных типов. Автором привлечена к рассмотрению также невербальная составляющая электронных статей и комментариев как значимый компонент интерактивного взаимодействия в электронных немецкоязычных СМИ. Представлены результаты сравнительного анализа языковых и неязыковых средств общения субъектов исследуемого вида дискурса в электронных статьях и электронных комментариях. Новизна исследования видится в том, что в нем описаны вербальные и невербальные маркеры установления контакта между участниками электронной коммуникации на материале современного немецкого языка.
154-167 3
Аннотация
Рассматривается вопрос о субъективно-модальной составляющей содержания, или прагматической программе текста лекции. Уделяется внимание компонентам, которые определяются причастностью субъекта текста (лектора) к двум разным составляющим речевой коммуникации: объективному содержанию текста и адресату речи. Поднимается вопрос о модальном фокусировании на отдельных участках объективно-логического текста в виде кратких включений, названных прагматически значимыми компонентами текста. Новизна исследования видится в комплексном коммуникативном подходе к анализу субъективно-модального содержания научно-учебного текста. Актуальность проблемы связана с разработкой способов лингвистического описания прагматически значимых компонентов текста. Приводятся определения прагматической программы текста и ее составляющих, выполнен обзор литературы проблемы. Автор останавливается на конкретных разновидностях прагматически значимых компонентов: стилистических фигурах и приемах диалогизации. Предлагается классификация их функций. Доказано, что применение рассмотренных приемов модального фокусирования носит типовой характер в рамках жанра лекции. Каждый прием характеризуется качественной спецификой: анафора формирует содержательные фрагменты текста и обеспечивает логическую связь фрагментов; асиндетон служит средством характеристики явления; приемы диалогизации способствуют созданию комфортного общения в лекционной аудитории. Прагматическая программа в целом способствует решению дидактических задач лекционного текста.

10.01.00 ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЖУРНАЛИСТИКА

169-178 8
Аннотация
В статье утверждается, что существует два жанровых варианта робинзонады -классический и фантастический. Фантастическая робинзонада не только варьирует, но и трансформирует жанровую структуру классической робинзонады. Сопоставление фантастических произведений позволяет выделить «порождающую модель» этого варианта робинзонады, то есть инвариант. В статье формулируются основные инвариантные черты фантастической робинзонады. Показано, что она отличается от классической тем, что здесь изображено не выживание отдельного индивида, а строительство нового человеческого социума как способа выживания всего человечества. Автор подчеркивает, что фантастической робинзонаде испытанию на эквивалентах необитаемого острова (например, на чужой планете) подвергается не только группа людей, но и общественные идеи. Определена основная композиционно-речевая форма такого испытания - философско-социальные диалоги. Изображение общественного устройства в фантастической робинзонаде обусловливает включение в произведение антиутопических мотивов. В то же время фантастический вариант зависит от своей основы - классической робинзонады, хотя зачастую эта связь носит полемический характер.
179-190 7
Аннотация
Рассматриваются вопросы рецепции художественного текста в интертексте культуры. Проведен анализ романа Гастона Леру «Призрак Оперы» с двух позиций. С одной стороны, роман опирается на богатую традицию бытования в литературе архетипической дихотомии «красавица и чудовище», которая встречается в произведениях многих авторов из разных стран. Автор утверждает, что «Призрак Оперы» Г. Леру имеет масштабный прецедентный фундамент, наличие которого подтверждается более или менее явными маркерами присутствия в «Призраке Оперы» ранее написанных текстов. Например, отмечается безусловное присутствие в романе Г. Леру следующих текстов: «Маска красной смерти» Э. А. По, «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго и др. С другой стороны, рассматривается история влияния романа французского писателя на литературу, кинематограф и театральное искусство ХХ-XXI веков. Перечислены произведения, созданные по мотивам романа Г. Леру «Призрак Оперы». Анализируются особенности художественных трансформаций данного романа в литературе, театральном искусстве, кинематографе XX-XXI веков. Актуальность работы определяется повышенным интересом современного литературоведения к реализации в мировой культуре архетипических моделей, к интертекстуальным взаимодействиям, а также к вопросам разграничения и взаимодействия «классической» и массовой литературы.
191-202 7
Аннотация
Анализируются исторические произведения Джорджа Липпарда «Легенды революции» и «Легенды Мексики». Ставится цель определить жанровые особенности исторической прозы Липпарда в контексте тенденций эпохи. Проводится сопоставительный анализ произведений Липпарда и инварианта жанра исторического романа первой половины XIX века. Рассматриваются особенности сюжетной организации, повествовательной структуры, системы персонажей, художественного времени произведений Липпарда. Доказывается, что Липпард оформляет повествование отлично от канона исторического романа, но в соответствии с данным ему самим жанровым определением легенды. Демонстрируется, что Липпард лишает повествование интриги и уделяет особое внимание аллюзиям на библейские события и открытому сопоставлению исторических деятелей с персонажами священной истории. Показано, что главными событиями в истории для Липпарда являются предательство и возмездие за него, и практически все персонажи ставятся перед определяющим ход земной и божественной истории выбором между верностью и изменой; в новейшей американской истории такими событиями становятся Война за Независимость и Гражданская война. Делается вывод о том, что историческое повествование Липпарда значительно отличается от традиционных исторических романов XIX века.
203-214 3
Аннотация
Представлены результаты сопоставительного анализа зооморфных и фитоморфных образов, отраженных в метафорах и сравнениях в сказках А. С. Пушкина и их современных переводах на китайский язык, выполненных Цюн Юй и Ма Синьшуй. Актуальность исследования творчества А. С. Пушкина в аспекте перевода его произведений на китайский язык обусловлена интересом китайского читателя к творчеству русского классика; значимостью сказки как жанра, отражающего народные представления о мире; вниманием современной лингвистической науки к проблематике картины мира и особенностям идиостиля автора. Новизна работы определяется обращением к новым, еще не подвергавшимся филологическому изучению переводам пушкинских сказок. Выявляется специфика перевода компаративных тропов в сказках поэта с учетом «культурных смыслов», свойственных образам животных и растений в представлениях русского и китайского народов. Зооморфизмы и фитоморфизмы в соответствии со степенью эквивалентности соответствующих образов в представлениях русских и китайцев распределяются по трем категориям: полностью эквивалентные, частично эквивалентные и неэквивалентные соотношения. Отмечено, что материал группируется главным образом в областях полностью и частично эквивалентных соотношений, что объясняется известным сходством ряда образов животных и растений в двух культурах. Комментируются случаи неэквивалентных соотношений образов. Подчеркивается и объясняется преобладание зооморфных образов над фитоморфными. Рассматриваются особенности передачи переводчиками содержания зооморфных и фитоморфных образов Пушкина в целях их адекватного восприятия китайскими читателями.
215-228 8
Аннотация
Статья посвящена роли иноязычной лексики в публицистике Ильи Сургучева (на материале цикла «Парижский дневник», 1940-1945 гг.). Актуальность исследования обусловлена тем, что язык текстов И. Сургучева, как и язык эмигрантской прессы 1940-х годов, остается неизученным. Выделены факторы, повлиявшие на формирование многослойной структуры языковой личности И. Сургучева. Рассматриваются особенности функционирования в тексте И. Сургучева иноязычных слов, свободных и связанных словосочетаний, идиом, паремий, цитат на иностранных языках: латинском, французском, итальянском, английском, украинском, китайском и мн. др. Предлагается классификация иноязычной лексики, среди которой выделяются регулярные заимствования (интернационализмы, экзотизмы, имена собственные, квазизаимствования, маркированные заимствования и др.) и окказиональные (как наиболее яркие черты идиостиля публициста). Приводятся этимологические сведения об иноязычных словах. Уделяется внимание особенностям перевода И. Сургучевым иноязычного материала на русский. На метаязыковом уровне выявлена оценка И. Сургучевым «чужого слова» по фоносемантическому критерию. Сделан вывод, что публицистику И. Сургучева характеризуют мультикультурность, полилингвизм, полифонизм, интертекстуальность, стилистическая конвергенция. Особое внимание уделяется стремлению И. Сургучева к сохранению ценностей русской культуры.

07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ И АРХЕОЛОГИЯ

230-240 5
Аннотация
Статья посвящена изучению истории земских учреждений Уфимской губернии в период с февраля по октябрь 1917 года. Исследована роль земства в системе местного управления, демократизация земских собраний и управ, а также образование волостного земства. Актуальность исследования обусловлена связью данной темы с проблемой революционного кризиса 1917 года в разных регионах России. Показано, что в период с февраля по октябрь земские учреждения сохранили за собой организационно-управленческие функции, но быстро утрачивали политические позиции. В этот период основными органами управления стали земские управы, через которые координировались мероприятия по реорганизации волостного управления и созданию органов продовольствия с участием населения. Земские собрания испытывали давление радикальных партий и представителей национального движения. Там, где отсутствовали сплоченные группы цензовых гласных, например, в Златоустовском уезде, земские учреждения становились выразителями крестьянских интересов. Демократизация земских учреждений и образование волостного земского самоуправления не могли предотвратить распад прежней системы управления, отдельные звенья которой (отделы земских управ, их научно-практическая база) были использованы при создании органов новой власти.
241-260 13
Аннотация
Статья посвящена проблеме борьбы за лидерство в регионе Персидского Залива в конце ХХ - начале XXI веков. Рассматриваются события, произошедшие в этом регионе, начиная с победы Исламской революции в Иране в 1979 году. Основное внимание уделяется международным последствиям иранской революции, многолетней ирано-иракской войне, вторжению Ирака в Кувейт, операции международных сил по пресечению этих агрессивных действий Ирака. Поднимается вопрос о том, что после победы Исламской революции Иран вышел на региональную арену как явный претендент на роль нового лидера. Показано, что основным противником Ирана выступает Королевство Саудовская Аравия. Особое внимание уделено выявлению различных форм и методов, посредством которых Иран и Саудовская Аравия ведут борьбу за лидерство в зоне Персидского залива. Новизна исследования видится в том, что оно проведено на основе анализа весьма широкого круга источников и литературы на арабском языке, слабо используемых в трудах других ученых. Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение вышеуказанных исторических событий позволяет лучше понимать некоторые современные явления и процессы, происходящие на Ближнем Востоке.
261-271 9
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы конфессиональной принадлежности работников предприятий железнодорожного транспорта Западной Сибири на рубеже ХIХ-ХХ вв. Уделяется внимание тому, что конфессиональная принадлежность является значимой социокультурной характеристикой не только отдельной личности, но и социальных и профессиональных сообществ. Новизна исследования видится в привлечении и анализе данных, содержащихся в материалах ведомственного делопроизводства, извлеченных из малоизученных архивных документов. Их анализ позволяет реконструировать конфессиональную составляющую социально-культурного облика и духовного мира работников крупных предприятий индустриального типа, функционирующих на Сибирской железной дороге на рубеже ХIХ-ХХ веков. По оценке авторов, в рамках трудового коллектива Омских главных железнодорожных мастерских наблюдается общий рост численности сотрудников предприятия, принадлежавших к разным религиозным течениям. Доказывается, что конфессиональная принадлежность являлась важным фактором, влиявшим на социокультурный облик рабочих и служащих крупнейшего индустриального предприятия Сибирской железной дороги и города Омска - главных железнодорожных мастерских. Выявляются данные о том, что в профессиональную структуру предприятия входили преимущественно представители христианской, православной конфессии. Авторы показывают, что религиозные ценности оказывали влияние на образ жизни, общекультурный уровень развития личности сотрудника и на его отношение к своим производственным обязанностям.
272-287 8
Аннотация
Статья посвящена мало разработанной в отечественной историографии теме, особенно в том, что касается ее регионального аспекта. Исследование проведено на материалах Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее известной значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанном архиве. Целью написания статьи было исследование кризисного периода в развитии подсобных хозяйств предприятий и организаций (ПХПО) Свердловской области. Отмечается, что указанные подсобные хозяйства представляли собой уникальное в своем роде явление в мировой экономике. Утверждается, что своим появлением они были обязаны низкому уровню материальной обеспеченности населения Советского Союза, и прежде всего - нехватке продуктов питания. Констатируется, что в годы войны подсобные хозяйства созданы на большинстве предприятий страны. Подчеркивается, что еще более значимой в годы войны была роль личных подсобных хозяйств населения (ЛПХН). Заявляется, что рассматриваемый в статье период был фактически периодом угасания активной деятельности ПХПО «первого призыва». Доказывается, что промышленные предприятия стремились избавиться от обременявших их подсобных хозяйств. Декларируется, что послевоенный кризис ПХПО совпал с очередным кризисом сельского хозяйства в целом и прежде всего - колхозов. Делается вывод, что ПХПО сыграли определенную роль в смягчении продовольственной ситуации в годы Великой Отечественной войны, но их роль не следует преувеличивать.
288-305 14
Аннотация
Статья посвящена еще мало исследованной в отечественной историографии теме, особенно в том, что касается ее регионального аспекта. Исследование проведено на материалах Центра документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО) с привлечением научной и публицистической литературы. Актуальность темы обусловлена ее значимостью для общественных наук, прежде всего - для истории. Научная новизна работы видится в том, что в оборот вводятся новые материалы, обнаруженные автором в указанном архиве. Целью написания статьи было выявление особенностей протекания кризиса 1980-х-1990-х годов в аграрном секторе Свердловской области. Отмечается, что обозначенные в названии данной статьи годы были без преувеличения судьбоносными для нашего государства. Утверждается, что наблюдается широкий разброс мнений относительно причин и движущих сил кризиса 1980-1990-х годов в СССР и России. Заявляется, что процесс разрушения командно-административной системы управления экономикой сопровождался значительным снижением всех показателей последней и ухудшением условий жизни основной массы населения. Констатируется, что при этом агропромышленный комплекс должен был пострадать даже больше, чем промышленная сфера экономики, будучи фактически всегда дотационным. Декларируется, что сельское хозяйство области выдержало первый натиск системного кризиса: основные показатели его деятельности стали необратимо снижаться только в середине 1990-х годов. Подчеркивается, что проблема системного кризиса 1980-1990-х годов в России пока еще разработана в основном только на общефедеральном уровне. Доказывается, что указанный кризис в аграрном секторе экономики Свердловской области имел ряд особенностей и, кроме того, его нельзя считать завершенным.
306-316 9
Аннотация
Рассматривается законотворческая деятельность Государственной Думы и Государственного Совета Российской империи, направленная на смягчение юридических последствий лишения сана и исключения из духовного звания. Указывается, что к началу XX века нормы, устанавливающие связь гражданского и канонического статусов индивида, стали восприниматься как не соответствующие стандартам современного государства. Сообщается, что к 1907 году Министерство внутренних дел выработало предложения по либерализации законодательства в отношении бывших священнослужителей. В статье прослеживается процесс движения законопроекта по властным инстанциям. Особое внимание уделено полемике вокруг ключевых аспектов предполагаемой реформы, ведшейся на заседаниях как отраслевых и специальных комиссий, так и общих собраний законодательных палат. Воспроизводятся основные аргументы сторонников либерального и консервативного подходов к решению проблемы. Делается вывод о том, что по итогам рассмотрения законопроекта возобладала умеренно-консервативная позиция, предполагавшая частичное смягчение последствий лишения сана. Подчеркивается, что отныне ограничения должны были действовать только в местности, где бывший клирик проходил свое служение, а не на всей территории империи, кроме того, значительно сокращались их сроки. Однако, как отмечает автор статьи, реформа была заблокирована Николаем II, наложившим на законопроект вето. Показано, что возможности для проведения преобразований возникли вновь только после Февральской революции 1917 года.
317-324 9
Аннотация
Рассматривается работа органов государственной власти по оказанию помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны. Уделяется внимание финансовому обеспечению данной категории граждан. Рассмотрен вопрос снабжения продовольствием и предметами первой необходимости. Поднимается вопрос о структуре органов государственного обеспечения по оказанию помощи военнослужащим. Особое внимание уделяется сведениям об оказании материально-бытовой помощи. Актуальность исследования обусловлена тем, что исторический опыт построения системы по оказанию помощи семьям военнослужащих показывает, что без активной социальной поддержки армия не в состоянии решать поставленные задачи. Новизна исследования видится в том, что впервые на основе архивных материалов показаны успехи и недостатки социальной работы, проводимой органами власти Северо-Осетинской АССР, а также попытки преодоления трудностей. В определенной мере восполнены лакуны в изучении таких тем, как материально-бытовое снабжение членов семей военнослужащих, их трудоустройство, социальные взаимосвязи и, в частности, всенародная помощь этой категории населения на региональном уровне. Впервые вводятся в научный оборот материалы Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания по представленной теме. Автор приходит к выводу, что в годы Великой Отечественной войны семьи военнослужащих не остались без внимания государства, общества, предприятий и организаций. Их деятельность носила всесторонний и взаимодополняющий характер.
325-340 7
Аннотация
Статья посвящена анализу специфики преподавания истории в школах города Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Источниками для нее послужили опубликованные партийно-правительственные документы и делопроизводственные материалы из фондов Государственного архива Забайкальского края, вводимые в научный оборот впервые. В работе показано, что предвоенные годы явились весьма важным этапом для развития школьного исторического образования в нашей стране, определившим изменения в содержании этой дисциплины и методики ее обучения. Особое внимание в исследовании уделяется особенностям организации учебного процесса на уроках истории, характеристике кадрового и материального обеспечения читинских школ. Автор подробно останавливается на проблемах реализации образовательного процесса по этому предмету, среди которых называется дефицит квалифицированных кадров, отсутствие необходимой учебной и учебно-методической литературы, наличие учащихся, отстающих от школьной программы, и другие. Отмечается, что в силу отдаленности Читинской области от центра решение обозначенных вопросов объективно шло медленнее. Однако несмотря на имеющиеся недочёты усилия ГорОНО, руководства школ и всего учительского состава города Читы постепенно способствовали приведению качества преподавания истории в соответствие с необходимыми требованиями.

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

342-355 8
Аннотация
Представлены результаты сравнительно-исторического исследования содержания нормативного образа детства, сложившегося в Советском Союзе и современной России. Установлено, что начало исторически неразрывному процессу создания единого стандарта детства было положено в 20-ые годы прошлого столетия. Именно тогда впервые в нашей стране была поставлена задача создания идеального образа детства, на который должны были ориентироваться взрослые, ответственные за воспитание будущих граждан нового общества. Особое внимание уделяется такому средству массового просвещения и психологического воздействия, как плакат, позволявший преодолеть ограниченность информационного пространства, низкий уровень грамотности и социальной культуры основной массы населения. Подчеркивается, что анализ плаката является важным методом исследований в рамках сравнительно-исторического подхода, опирающимся на вербальные и невербальные средства выражения экспрессивности. Показано, что отражение в советском плакате идей материнства и детства позволяет реконструировать историю становления институционального образа детства, определяемого социальными, экономическими и идеологическими задачами Советского государства. Глубокие политические и социально-экономические перемены, произошедшие в стране в 90-е годы прошлого века, внесли некоторые коррективы в институциональный образ детства, освободив его от идеологических установок и предложив альтернативные подходы к обучению и воспитанию детей. Отмечается, что в современной России вновь усиливается тенденция к унификации системы образования и выработке ориентиров социально желательного образа детства, закрепляемых Федеральным государственным стандартом образования.
356-370 8
Аннотация
Рассматриваются некоторые особенности моделирования в гуманитарной области, которые могут использоваться для педагогического моделирования. Подчеркивается универсальность моделирования как исследовательского метода для различных областей знания. Поднимаются вопросы взаимосвязи категорий модели, прототипа и образа в процессе отражения действительности. Анализируется взаимосвязь модели с материальным и нематериальным видами прототипа. Особое внимание уделяется прототипу как ментальной модели, содержащей ключевые и периферийные свойства отображаемого объекта и являющейся важным звеном в реализации субъектно-объектных взаимоотношений в процессе моделирования. Приводятся традиционные определения понятия «модель», в которых подчеркиваются ее характерные свойства. Выполнен обзор методологических положений моделирования, относящихся к теории познания и теории подобия. Автор останавливается на понятиях аналогии, подчеркивая важность степени аналогии для моделирования, изоморфизма и гомоморфизма, обобщения и абстрагирования. В результате автор предлагает уточненное определение понятия модели, опираясь на понятие ментальной прототипической модели. Уделяется внимание этапам построения модели, что позволяет раскрыть алгоритм моделирования. В работе обобщены и сформулированы следующие свойства модели как средства научного познания: образность, абстрактность, упрощенность, параметричность, системность, субъектно-объектные взаимоотношения, информационность.
371-384 10
Аннотация
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время коммуникационная составляющая педагогической деятельности тесно связана с информационными технологиями. Автор исходит из того, что успешность образовательного процесса в целом зависит от эффективности участия в коммуникации. Раскрываются способы создания условий для подготовки будущих педагогов профессионального обучения к решению дидактических задач, связанных с использованием персонального компьютера в области предметной специализации. Автор делает обзор публикаций, которые затрагивают этот вопрос, и выявляет проблемную зону, которая легла в основу гипотезы исследования. Новизна исследования заключается в том, что для создания таких условий применяется, помимо прочих, герменевтический подход. Рассматриваются вопросы применения герменевтического подхода к анализу и адаптации смысловых конструктов понятийного аппарата информационных технологий к задачам образовательного процесса. Подчеркивается влияние уровня владения понятийным аппаратом на формирование у студентов пользовательских алгоритмов при работе с пакетами прикладных программ. Приводятся определения понятий «пользовательский алгоритм», «герменевтический подход к изучению информационных технологий». Описаны результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в этом направлении. Материалы публикации могут быть полезны для педагогов, реализующих программу подготовки бакалавров профессионального обучения (по отраслям).
385-397 16
Аннотация
Рассматривается вопрос специфики защитно-совладающего поведения педагогов инклюзивного профессионального образования. В ходе теоретического анализа особое внимание уделено требованиям инклюзивной практики к личности и деятельности педагога. Выполнен обзор исследований, посвященных проблеме соотношения конструктов «психологическая защита», «совладание», «защитно-совладающее поведение». Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о существовании различий в структуре защитно-совладающего поведения у педагогов профессионального образования с разной степенью включенности в инклюзивную практику. Установлено, что различия касаются в первую очередь характера взаимосвязи компонентов защитно-совладающего поведения. У педагогов неинклюзивных колледжей это более слитная и целостная структура, в то время как педагоги, активно включенные в инклюзивное профессиональное образование, демонстрируют независимое функционирование отдельных психологических защит. Сравнительный анализ показал достоверно более высокие значения по механизмам «отвлечение», «поиск социальной поддержки» и «бегство от стрессовой ситуации» у педагогов, не включенных в сферу инклюзивного профессионального образования. Делается вывод, что педагоги, работающие с инвалидами, используют бессознательные механизмы защиты, а педагоги, не работающие с ними - осознанные стратегии ухода от проблемной ситуации. Результаты исследования характеризуются новизной, поскольку на сегодняшний день недостаточно эмпирических исследований, посвященных деятельности педагога инклюзивного образования, и нет исследований специфики его защитно-совладающего поведения.
398-412 9
Аннотация
Рассматривается вопрос о содержании двух подходов к инклюзивному образованию: системного и аксиологического (ценностного). Авторы статьи позиционируют их в качестве базовых, выражая сомнение в самостоятельном статусе некоторых подходов, выделяемых современными исследователями (командного, кондуктивного, индивидуального). Отмечается, что аксиологический подход фокусируется на содержании новой учебно-воспитательной парадигмы, а системный - на её форме. Подчеркивается, что проведенное исследование позволило авторам окончательно убедиться в междисциплинарном характере такого явления, как инклюзивное образование, его пересечении с философией, культурологией и другими гуманитарными дисциплинами. Актуальность выбранной темы обусловлена задачами реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в связи с которым возникает необходимость изучения теоретической и практической составляющих «включающего» обучения и воспитания. Новизна исследования видится в рассмотрении чувства сострадания как базовой ценности отечественного инклюзивного образования. Тем не менее авторы приходят к выводу, что на смену состраданию должно прийти другое чувство - уважение. Педагогу рекомендуется объяснять учащимся, что инвалидность их сверстников вынуждает их к тяжелой и ответственной работе, которую можно приравнять к подвигу.
413-425 7
Аннотация
В работе рассмотрена проблема реализации метода проектов при изучении дисциплины «Химия» в профессионально педагогическом университете. Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного усвоения профессиональных и исследовательских компетенций. Авторами разработана модель организации проектной деятельности студентов вузе. Представлено теоретическое обоснование проектного метода обучения химии. Приведены результаты исследования эффективности разработанной модели. Особое внимание уделяется определению готовности студентов к проектной деятельности. Новизна исследования состоит в новом подходе к изучению химии, основанном на реализации профессионально-ориентированных проектов студентами в непрофильном вузе. Авторы останавливаются на необходимости обоснованного планирования экспериментальной работы при выполнении проектов. Отмечено, что результатом внедрения эксперимента с использованием данного подхода стало то, что удовлетворенность студентов проектной деятельностью находится на высоком уровне. Показано, что метод проектов способствует повышению уровня знаний студентов, усвоению профессиональных и исследовательских компетенций. При этом авторы предлагают проектную деятельность как дополнение к традиционной форме обучения. Материалы статьи могут быть полезны при использовании новых технологий обучения химии в вузе.
426-439 11
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена гетерогенностью и полисубъектностью инклюзивного образовательного пространства, которые формируют «иные» по качеству и векторной направленности взаимосвязи между его субъектами. Особое внимание уделяется выявлению и апробации новых форм и технологий взаимодействия педагога с родителями обучающихся. Рассматриваются вопросы профессиональной компетентности педагогов первой ступени общего среднего образования (начальной школы). Показано, что компетентность учителей в области инклюзивного образования, приятие его смыслов, ценностей, условий; их готовность к включению детей с разными образовательными способностями, потребностями, возможностями в общение, взаимодействие, образовательный процесс; обеспечение психологического комфорта всех его участников (и прежде всего детей и их родителей) являются определяющими факторами качества инклюзивного образования. Представлены результаты экспериментальной деятельности (2015-2017 гг.), цель которой состояла в выявлении результативности использования тренингов в работе педагога с родителями обучающихся первой ступени общего среднего образования при формировании инклюзивного образовательного пространства. Авторы останавливаются на апробации содержания комплекса тематических тренингов в ходе экспериментальной деятельности. Новизна исследования видится в том, что выявлены и экспериментально проверены новые условия развития инклюзивной готовности педагога, определены направления качественного обновления системы работы педагогов с родителями.
440-452 8
Аннотация
Представлены результаты анализа функций социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров. Выделены следующие функции: коммуникативная, культурно-просветительская, культуротворческая, рекреативно-оздоровительная, финансово-экономическая, нормативно-правового обеспечения и защиты конституционных прав и свобод человека, другие. Особое внимание уделяется при этом условиям реализации педагогического потенциала институтов культуры. Доказано, что социокультурные функции институтов культуры как социальных центров, взаимодополняя друг друга, образуют феномен социокультурной деятельности. Предлагается также классификация функций социокультурной деятельности. Актуальность исследования обусловлена современной стратегией социального развития, которая предполагает организацию объединения усилий разнообразных общественных институтов, направленного на совершенствование социально-воспитательной практики. Новизна данного исследования видится в том, что выявлены и проанализированы функции социокультурной деятельности институтов культуры как социальных центров с учетом условий реализации их педагогического потенциала. Автор останавливается на том, что функции социокультурной деятельности определяют содержание подготовки организаторов и специалистов этой деятельности и их особые компетентности. Показано, что специалисты должны научиться быть общительными, готовыми сопереживать другим людям. Поднимается вопрос о том, что они должны обладать способностью к прогнозированию, оперативной выработке конструктивных решений, навыками руководства малыми группами и т. д.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)