Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Основные подходы к школьному инклюзивному образованию

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-398-412

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о содержании двух подходов к инклюзивному образованию: системного и аксиологического (ценностного). Авторы статьи позиционируют их в качестве базовых, выражая сомнение в самостоятельном статусе некоторых подходов, выделяемых современными исследователями (командного, кондуктивного, индивидуального). Отмечается, что аксиологический подход фокусируется на содержании новой учебно-воспитательной парадигмы, а системный - на её форме. Подчеркивается, что проведенное исследование позволило авторам окончательно убедиться в междисциплинарном характере такого явления, как инклюзивное образование, его пересечении с философией, культурологией и другими гуманитарными дисциплинами. Актуальность выбранной темы обусловлена задачами реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в связи с которым возникает необходимость изучения теоретической и практической составляющих «включающего» обучения и воспитания. Новизна исследования видится в рассмотрении чувства сострадания как базовой ценности отечественного инклюзивного образования. Тем не менее авторы приходят к выводу, что на смену состраданию должно прийти другое чувство - уважение. Педагогу рекомендуется объяснять учащимся, что инвалидность их сверстников вынуждает их к тяжелой и ответственной работе, которую можно приравнять к подвигу.

Об авторах

И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Бабич Е. Г. Социально-психологическая работа по формированию толерантного отношения общества к семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья : от преодоления изолированности к решению / Е. Г. Бабич, В. Г. Тактаров. - Москва - Берлин : Директ-Медиа, 2015. - 72 с.

2. Коджаспиров А. Ю. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений : курс лекций [Электронный ресурс] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. - Москва : Проспект, 2017. - 460 с. - Режим доступа : https://books.google.ru/books?id=ObJbDgAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false.

3. Лисецкая Г. Четыре ключа к финансовому благополучию [Электронный ресурс] / Г. Лисецкая. - Москва : Издательские решения, 2017. - 170 с. - Режим доступа : https://books.google.ru/books?id=L_N3DQAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false.

4. Лушников Д. А. Проблемы адаптации и интеграции людей с ограниченными возможностями в контексте системной и социальной интеграции общества / Д. А. Лушников // Интеграция людей с инвалидностью в российское общество : теория и практика. - Москва : Муравей, 2006. - С. 37-38.

5. Мельник Ю. В. Сравнительный анализ общего инклюзивного образования в странах Запада (Канада, США, Великобритания) и России : диссертация … кандидата педагогических наук / Ю. В. Мельник. - Пятигорск, 2012. - 238 с.

6. Мухаметзянова Ф. Г. Принципы российского инклюзивного образования в контексте проблем субъектов учебно-профессиональной деятельности [Электронный ресурс] / Ф. Г. Мухаметзянова, В. А. Боговарова // Вестник ТИСБИ. - 2015. - № 1 (60). - С. 52-59. - Режим доступа : http://www.tisbi.ru/assets/science/vestnik1_2015/5.pdf.

7. Национальная педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа : http://didacts.ru/termin/societalnyi.html

8. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд., доп. - Москва: Азбуковник, 1997. - 944 с. - Режим доступа : http://www.slovorod.ru/dic-ozhegov/ozh-ko.htm.

9. Педагогика и психология инклюзивного образования : учебное пособие / Д. З. Ахметова [и др.]. - Казань : Познание, 2013. - 255 с.

10. Самохин И. С. Отношение к детям с инвалидностью в контексте российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 10 (58). - С. 364-376.

11. Самохин И. С. Развитие толерантности у учащихся старшей школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2017а. - № 4. - С. 257-272.

12. Самохин И. С. К вопросу о толерантности школьных учителей и студентов педагогических специальностей в контексте российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2017б. - № 7. - С. 207-223.

13. Семигин Г. Ю. Идеология [Электронный ресурс] / Г. Ю. Семигин // Новая философская энциклопедия / научно-ред. совет : В. С. Стёпин [и др.]. - Москва : Мысль, 2010. - Т. 2 : Е-М. - Режим доступа : http://fb2.booksgid.com/content/13/v-stepin-novaya-filosofskaya-enciklopediya-tom-vtoroy-em/44.html.

14. Тихонович Л. Мировой рейтинг благотворительности : Россия - 126-я [Электронный ресурс] / Л. Тихонович // Филантроп. 18.11.2014. - Режим доступа : http://philanthropy.ru/analysis/2014/11/18/18828/.

15. Федореева Н. В. Роль профессионального образования в реабилитации и социальной адаптации инвалидов / Н. В. Федореева // Социально-психологические особенности организации образовательного процесса при обучении людей с особыми потребностями : сборник материалов регионального научно-практического семинара, 27-28 октября 2009 г. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2009. - С. 14-17.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл ; перевод с английского и немецкого Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. - Москва : Прогресс, 1990. - 368 с.

17. Франкл В. Доктор и душа : логотерапия и экзистенциальный анализ / В. Франкл ; перевод с немецкого Л. Сумм. - Москва : Альпина нон-фикшн, 2017. - 338 с.

18. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон ; перевод с английского А. А. Алексеева. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 416 с.

19. Bronfenbrenner U. Making Human Beings Human : Bioecological Perspectives on Human Development / U. Bronfenbrenner. - Thousand Oaks, CA : Sage, 2005. - 306 p.

20. Bronfenbrenner U. The bioecological model from a life course perspective : Reflections of a participant observer / U. Bronfenbrenner // Examining lives in context : perspectives on the ecology of human development. - Washington, DC : American Psychological Association, 1995. - Pp. 599-618.

21. Inclusion of Students with Special Educational Needs : Post-Primary Guidelines [Electronic resource]. - Dublin : Government Publications (Department of Education and Science), 2007. - 134 p. - Access mode : https://www.education.ie/en/Publications/Inspection-Reports-Publications/Evaluation-Reports-Guidelines/insp_inclusion_students_sp_ed_needs_pp_guidelines_pdf.pdf.

22. The Seven Principles for Inclusive Education [Electronic resource]. - New York : TANENBAUM, Center for Interreligious Understanding, 2011. - 7 p. - Access mode : http://www.tolerance.org/sites/default/files/general/ED%20-%20Seven%20Principles.pdf.

23. United Nations Convention on the Rights of Persons with Disabilities [Electronic resource]. 6 December 2006. - 28 p. - Access mode : http://www.un.org/disabilities/documents/convention/convention_accessible_pdf.pdf.

24. Winter E. Literature Review of the Principles and Practices relating to Inclusive Education for Children with Special Educational Needs [Electronic resource] / E. Winter, P. O’Raw. - Maynooth : ICEP Europe, NCSE Consultative Forum, 2010. - 94 p. - Access mode : http://ncse.ie/wp-content/uploads/2014/10/NCSE_Inclusion.pdf.


Для цитирования:


Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Основные подходы к школьному инклюзивному образованию. Научный диалог. 2017;(8):398-412. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-398-412

For citation:


Samokhin I.S., Sokolova N.L., Sergeyeva M.G. Main Approaches to School Inclusive Education. Nauchnyi dialog. 2017;(8):398-412. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-398-412

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)