Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Становление институционального образа детства в новейшей истории российского общества

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-342-355

Аннотация

Представлены результаты сравнительно-исторического исследования содержания нормативного образа детства, сложившегося в Советском Союзе и современной России. Установлено, что начало исторически неразрывному процессу создания единого стандарта детства было положено в 20-ые годы прошлого столетия. Именно тогда впервые в нашей стране была поставлена задача создания идеального образа детства, на который должны были ориентироваться взрослые, ответственные за воспитание будущих граждан нового общества. Особое внимание уделяется такому средству массового просвещения и психологического воздействия, как плакат, позволявший преодолеть ограниченность информационного пространства, низкий уровень грамотности и социальной культуры основной массы населения. Подчеркивается, что анализ плаката является важным методом исследований в рамках сравнительно-исторического подхода, опирающимся на вербальные и невербальные средства выражения экспрессивности. Показано, что отражение в советском плакате идей материнства и детства позволяет реконструировать историю становления институционального образа детства, определяемого социальными, экономическими и идеологическими задачами Советского государства. Глубокие политические и социально-экономические перемены, произошедшие в стране в 90-е годы прошлого века, внесли некоторые коррективы в институциональный образ детства, освободив его от идеологических установок и предложив альтернативные подходы к обучению и воспитанию детей. Отмечается, что в современной России вновь усиливается тенденция к унификации системы образования и выработке ориентиров социально желательного образа детства, закрепляемых Федеральным государственным стандартом образования.

Об авторе

А. Д. Андреева
Психологический институт РАО
Россия


Список литературы

1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды : механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2003. - 472 с.

2. Берулава Г. А. Образ мира как мифологический символ : учебное пособие / Г. А. Берулава ; Российская академия образования, Научно-образовательный центр. - Москва : Педагогическое общество России, 2001. - 45 с.

3. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема / Л. И. Божович // Психология в вузе. - 2008. - № 5 - С. 6-35.

4. Горячев В. В. Психология образа А. Н. Леонтьева / В. В. Горячев // Личность, семья и общество : вопросы педагогики и психологии : сборник статей по материалам XVII Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : СибАК, Часть II. - 2012.

5. Леонтьев А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Мир психологии. - 2003. - № 4. - С. 11-18.

6. Материнство и детство в русском плакате / сост. А. Е. Снопков, П. А. Снопков, А. Ф. Шклярук. - Москва : Контакт-Культура, 2006. - 160 с.

7. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. - Москва : Наука, 1988. - 429 с.

8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - Москва : Начала, 1997. - 180 с.

9. Норт Д. Понимание процесса экономических изменений / Д. Норт. - Москва : Издательский дом государственного университета - Высшей школы экономики, 2010. - 256 с.

10. Шестаков М. Е. Пропагандистский плакат как средство реализации политической идеологии / М. Е Шестаков // Консервативные традиции и либеральные ценности в постсоциалистической России : сборник научных статей. - Саратов : Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина. - 2016. - С. 76-78.


Рецензия

Для цитирования:


Андреева А.Д. Становление институционального образа детства в новейшей истории российского общества. Научный диалог. 2017;(8):342-355. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-342-355

For citation:


Andreyeva A.D. Formation of Institutional Image of Childhood in Recent History of Russian Society. Nauchnyi dialog. 2017;(8):342-355. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-342-355

Просмотров: 440


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)