Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Исследование защитно-совладающего поведения педагогов инклюзивного профессионального образования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-385-397

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос специфики защитно-совладающего поведения педагогов инклюзивного профессионального образования. В ходе теоретического анализа особое внимание уделено требованиям инклюзивной практики к личности и деятельности педагога. Выполнен обзор исследований, посвященных проблеме соотношения конструктов «психологическая защита», «совладание», «защитно-совладающее поведение». Эмпирическое исследование подтвердило гипотезу о существовании различий в структуре защитно-совладающего поведения у педагогов профессионального образования с разной степенью включенности в инклюзивную практику. Установлено, что различия касаются в первую очередь характера взаимосвязи компонентов защитно-совладающего поведения. У педагогов неинклюзивных колледжей это более слитная и целостная структура, в то время как педагоги, активно включенные в инклюзивное профессиональное образование, демонстрируют независимое функционирование отдельных психологических защит. Сравнительный анализ показал достоверно более высокие значения по механизмам «отвлечение», «поиск социальной поддержки» и «бегство от стрессовой ситуации» у педагогов, не включенных в сферу инклюзивного профессионального образования. Делается вывод, что педагоги, работающие с инвалидами, используют бессознательные механизмы защиты, а педагоги, не работающие с ними - осознанные стратегии ухода от проблемной ситуации. Результаты исследования характеризуются новизной, поскольку на сегодняшний день недостаточно эмпирических исследований, посвященных деятельности педагога инклюзивного образования, и нет исследований специфики его защитно-совладающего поведения.

Об авторах

Н. О. Садовникова
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


Т. Б. Сергеева
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


А. А. Толстых
ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Абитов И. Р. Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения (в норме и при психосоматических и невротических расстройствах) : автореферат диссертации … кандидата психологических наук : 19.00.01, 19.00.04. / И. Р. Абитов. - Казань, 2007. - 24 с.

2. Герасименко Ю. А. Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования / Ю. А. Герасименко // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 145-150.

3. Гунзунова Б. А. Стилевые особенности саморегуляции в профессиональной деятельности педагогов / Б. А. Гунзунова // Учёные записки Забайкальского государственного университета. - 2011. - № 5 (40). - С. 195 - 198.

4. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека : системно-деятельностный подход / Л. Г. Дикая. - Москва : Институт психологии РАН, 2003. - 318 с.

5. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение : ретроспективная реконструкция понятия / Г. С. Корытова, Ю. А. Еремина // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (156). С. 42-48.

6. Кружкова О. В. Диспозиции защитного и совладающего поведения субъекта / О. В. Кружкова // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики : материалы V Международной научно-практической конференции. - Казань : Отечество, 2011. - С. 229-233.

7. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции : феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И. Моросанова. - Москва : Наука, 2001. - 192 с.

8. Моросанова В. И. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» / В. И. Моросанова, Н. Г. Кондратюк // Вопросы психологии. - 2011. - № 1. - С. 137-145.

9. Рымханова А. Р. К вопросу готовности преподавателя вуза к обучению студентов с особыми образовательными потребностями / А. Р. Рымханова, К. С. Тебенова, Г. Н. Мусеева, Т. Ш. Сериков, М. А. Баянов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3. - С. 673-676.

10. Садовникова Н. О. Оценка готовности педагогов профессионального образования к деятельности в условиях инклюзии / Н. О. Садовникова, Т. Б. Сергеева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья : Теория и практика : Материалы Международной научно-практической конференции. Симферополь : Ариал, 2017. - С. 239-243.

11. Субботина Л. Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности : диссертация … доктора психологических наук : 19.00.03 / Л. Ю. Субботина. - Ярославль, 2006. - 318 с.

12. Ташлыков В. А. Личностные механизмы совладания (копинг-поведение) и защиты у больных неврозами в процессе психотерапии / В. А. Ташлыков // Медикобиологические аспекты охраны психического здоровья : Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - Томск, 1990. - С. 60-61.

13. Vaillant G. E. Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms / G. E. Vaillant // Archives of General Psychiatry. - 1971. - V. 24. - Pp. 107-118.


Для цитирования:


Садовникова Н.О., Сергеева Т.Б., Толстых А.А. Исследование защитно-совладающего поведения педагогов инклюзивного профессионального образования. Научный диалог. 2017;(8):385-397. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-385-397

For citation:


Sadovnikova N.O., Sergeeva T.B., Tolstykh A.A. Study of Defensive and Coping Behaviour of Teachers of Inclusive Professional Education. Nauchnyi dialog. 2017;(8):385-397. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-8-385-397

Просмотров: 29


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)