Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

К вопросу о толерантности школьных учителей и студентов педагогических специальностей в контексте российского инклюзивного образования

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-7-207-223

Полный текст:

Аннотация

Рассматривается вопрос о формировании и развитии навыков толерантности у школьных учителей и студентов педагогических специальностей. Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающего использование инклюзивных («включающих») методов и технологий в процессе обучения и воспитания. Представлены и проанализированы способы коррекции интолерантности, описанные в семи диссертациях на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Отмечается, что сделать взрослого человека по-настоящему терпимым практически невозможно, так как это качество нужно формировать и развивать в более раннем возрасте. Однако, по мнению авторов статьи, студентам и учителям возможно привить внешнюю толерантность - умение соответствовать определённым поведенческим образцам. Также высказывается предположение, что в отдельных случаях проблема может заключаться не в общей, а в «возрастной» интолерантности: неприятии отдельных черт, присущих детям и подросткам. Новизна исследования видится в рассмотрении уникальности каждого ребенка в качестве нравственно-философской основы педагогической толерантности. Данный подход преподносится как своеобразная «золотая середина» между апологией абсолютного достоинства (каждый человек бесценен по праву рождения) и относительного достоинства (ценность человека определяется его способностями и достижениями).

Об авторах

И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Акавова С. С. Формирование толерантного общения старшеклассников в полиэтнической среде : диссертация.. кандидата педагогических наук / С. С. Акавова. - Махачкала, 2007. - 167 с.

2. Вагина М. В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии / М. В. Вагина // Вестник северо-западного отделения Российской академии образования. - 2013. - № 1 (13). - С. 16-18.

3. Гурьянов А. М. Педагогические условия формирования толерантности у учителей физической культуры в системе повышения квалификации : диссертация.. кандидата педагогических наук / А. М. Гурьянов. - Ульяновск, 2009. - 209 с.

4. Даржинова С. В. Формирование толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности : диссертация.. кандидата педагогических наук / С. В. Даржинова. - Элиста, 2009. - 280 с.

5. Исмагилова З. А. Воспитание толерантности у студентов педагогического вуза в процессе изучения иностранного языка : диссертация.. кандидата педагогических наук / З. А. Исмагилова. - Казань, 2007. - 194 с.

6. Лопушнян Г. А. Подготовка педагога к толерантному разрешению педагогических ситуаций в системе повышения профессиональной квалификации : диссертация.. кандидата педагогических наук / Г. А. Лопушнян. - Калининград, 2010. - 232 с.

7. Моргунова М. А. Развитие толерантной культуры педагога общеобразовательной школы : диссертация.. кандидата педагогических наук / М. А. Моргунова. - Воронеж, 2009. - 226 с.

8. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-201.

9. Об утверждении положения о Единой всероссийской спортивной классификации. Приказ Минспорта РФ от 20.02.2017 № 108 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.2017 № 46058) [Электронный ресурс] // Сайт Министерства юстиции Российской Федерации. - Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/files/34694.

10. Педагогика сотрудничества : отчёт о встрече учителей-экспериментаторов [Электронный ресурс] / С. Н. Лысенкова, В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, В. А. Караковский, М. П. Щетинин, Е. Н. Ильин, Ш. А. Амонашвили // Учительская газета. - 2006. - 17 октября. - № 42. - Режим доступа : http://www.ug.ru/archive/15485. - (первая публикация - «Учительская газета» от 18.10.1986).

11. Развитие толерантности у учащихся основной школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева, Д. О. Романов // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 328-341.

12. Самохин И. С. Формирование толерантности у учащихся начальной школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2016. - № 12 (60). - С. 401-414.

13. Самохин И. С. Развитие толерантности у учащихся старшей школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева // Научный диалог. - 2017. - № 4. - С. 257-272.

14. Фадеева Т. Ю. Формирование педагогической толерантности будущих специалистов сферы образования : диссертация.. кандидата педагогических наук / Т. Ю. Фадеева. - Саратов, 2012. - 230 с.

15. Gerring J. Case Study Research: Principles and Practices [Electronic resource] / J. Gerring. - 2nd ed. - Boston : Department of Political Science of Boston University. - 2015. - 195 p. - Access mode : http://blogs.bu.edu/jgerring/files/2015/11/Text_35.pdf

16. Yin R. K. Case Study Research. Design and Methods / R. K. Yin. - 5th ed. - Thousand Oaks, California : Sage Publications. - 2014. - 282 p.


Для цитирования:


Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. К вопросу о толерантности школьных учителей и студентов педагогических специальностей в контексте российского инклюзивного образования. Научный диалог. 2017;(7):207-223. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-7-207-223

For citation:


Samokhin I.S., Sokolova N.L., Sergeyeva M.G. On Problem of Tolerance of School Teachers and Students of Pedagogical Specialties in Context of Russian Inclusive Education. Nauchnyi dialog. 2017;(7):207-223. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-7-207-223

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)