Ассоциативный анализ картины Г. Моро «Саломея, танцующая перед Иродом» в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот»
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-269-285
Аннотация
Рассматривается феномен «символического образа» на примере цветка в руке Саломеи на картине Г. Моро «Саломея, танцующая перед Иродом» и лотоса в руке Саломеи в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот». Прослеживается история становления терминов imago, архетип, символический образ в психоанализе и влияния этих психоаналитических понятий на восприятие образного ряда литературы и живописи. Актуальность исследования заключается в неугасающем остром интересе литературоведов к вопросам, связанным со взаимовлиянием психоанализа и литературы, а также c темой экфрасиса в литературе. Показано, что одной из рецепций «цветка в руке Саломеи» у Моро стал лотос в руке Саломеи в романе Гюисманса «Наоборот». Установлено, что Гюисманс в своем произведении воспринимает знаменитый фитообраз Моро прежде всего как бессознательное понятие зла, тревоги, боли, иллюстрируя свои рассуждения яркими ассоциациями, связанными c восприятием цветка у Моро. В заключении автор статьи указывает на то, что имаго-образы «цветка в руках Саломеи» и «лотоса в руке Саломеи» становятся отправным импульсом для создания архетипа, порождающего разнообразные варианты новых «цветов Саломеи», сравни лотосы и лилии в творчестве Х. дель Касаля, Элиса, О. Уайльда.
Об авторе
С. Г. ГорбовскаяРоссия
Горбовская Светлана Глебовна, доктор филологических наук, доцент кафедры французского языка
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Автухович Т. Е. Экфрасис как метатекст (на примере повести И. С. Тургенева «Три портрета») / Т. Е. Автухович // Русская филология : ученые записки Смоленского государственного университета. — 2019. — № 19. — С. 258—270.
2. Барковская А. Роман Ж. К. Гюисманса «Наоборот» : описание картин в произведении как способ художественного оформления текста. В сб. : Проблемы и перспективы современной науки. Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции. — Ставрополь : Логос, 2017. — С. 3—9.
3. Караулов Ю. Ассоциативный анализ : новый подход к интерпретации художественного текста. В сб. : Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. Братислава / Ю. Караулов. — Москва : Междунар. ассоц. преподавателей рус. яз. и лит., 1999. — С. 151—186.
4. Кюглер П. Алхимия дискурса. Образ, звук и психическое / П. Кюглер ; Пер. c англ. В. В. Зеленский, З. А. Кривулина. — Москва : ПЕР СЭ, 2005. — 224 с.
5. Лакан Ж. Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я [Электронный ресурс] / Ж. Лакан. — Психоанализ, 2019. — Режим доступа : https://psychoanalysis.by/2019/03/26/статья-ж-лакан-стадия-зеркала-и-ее-рол/ (дата обращения 22.02.2023).
6. Лотман Ю. М. Портрет / Ю. М. Лотман // Статьи по семиотике культуры и искусства. — Санкт-Петербург : Академический проект, 2002. — С. 349—375. — ISBN 5-7331-0184-9.
7. Мишачева И. Пейзаж символизма и миф. «Священные рощи» Гюстава Моро. В сб.: Славянские чтения / И. Мишачева // Cборник материалов международной научной конференции Института славянской культуры. — 2020. — Том 2. — Выпуск VII). — С. 63—83.
8. Нежинская Р. Саломея. Образ роковой женщины, которой не было / Р. Нежинская ; Пер. c англ. В. Третьяковой. — Москва : Новое литературное обозрение, 2018. — 256 c. — ISBN 978-5-444-80920-4.
9. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина ; пер. c англ. А. М. Боковикова, И. Б. Гриншпуна, А. Фильца. — Москва : Независимая фирма «Класс», 2000. — 304 c. — ISBN 0-300-04701-0.
10. Реизов Б. Г. Золя. Французский роман XIX века / Б. Г. Реизов. — Москва : Высшая школа, 1969. — С. 272—298.
11. Рымарь Н. Т. Незримое в зримом. Изоляция и смыслопорождение в эстетическом событии / Н. Т. Рымарь // Миргород. — 2018. — № 2 (12). — С. 101—114.
12. Юнг К. Г. Символы и метаморфозы. Либидо / К. Г. Юнг. — Москва : Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. — 414 с.
13. Юнг К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг, Э Нойманн ; Пер. c англ. О. О. Чистякова, Г. А. Бутузова. — Москва : Рефл-бук, Ваклер, 1998. — 304 с.
14. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы. В сборнике : Классический психоанализ и художественная литература / К. Г. Юнг ; отв. ред. В. Лейбин. — Санкт-Петербург : Питеринск, 2002. — С. 106—130.
15. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 352 с. — ISBN 5-318-00683-3.
16. Álvaro González L. C. Neurological study of the decadent novel À rebours (Against the grain) by Joris-Karl Huysmans / L. C. Álvaro González // In Neurosciences and History. — 2018. — Vol. 6 (4). — Pp. 125—137.
17. Court-Perez F. Joris-Karl Huysmans. A Rebours / F. Court-Perez. — Paris : PUF, 1987. — 125 p.
18. Jung C. G. General aspects of dream psychology / C. G. Jung ; Dreams. trans., R. Hull. — Princeton, NJ : Princeton University Press, 1974. — Pp. 23—66.
19. Gaillard F. A Rebours, ou l’inversion des signes. L’esprit de décadence. Colloque de Nantes / F. Gaillard. — Paris : Librairie Minard, 1980. — T. 1. — Pp. 129—140.
20. Gallot H.-M. Explication de Huysmans / H.-M. Gallot. — Paris : Agence Parisienne de Distribution, 1954. — 202 p.
21. Lobet M. Huysmans ou le témoin écorché / M. Lobet. — Lyon-Paris : Editeur Emmanuel Vitte, 1960. — 146 p.
22. Monférier J. Des Esseintes et Baudelaire. Dans L’esprit de décadence. Colloque de Nantes / J. Monférier. — Paris : Librairie Minard, 1980. — T. 1. — Pp. 107—113.
23. Monferier J. L’Imagination dans À Rebours / J. Monferier // Revue des sciences humaines. — 1978. — T. XLIII (170—171). — Pp. 231—236.
Рецензия
Для цитирования:
Горбовская С.Г. Ассоциативный анализ картины Г. Моро «Саломея, танцующая перед Иродом» в романе Ж.-К. Гюисманса «Наоборот». Научный диалог. 2024;13(2):269-285. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-269-285
For citation:
Gorbovskaya S.G. Associative analysis of the painting by G. Moro “Salome, dancing before Herod” in the novel by J.-K. Huysmans “Against Nature”. Nauchnyi dialog. 2024;13(2):269-285. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-269-285