Специфика структуры Bildungsroman в фазе протоканона соцреализма
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-321-344
Аннотация
В статье изучаются советские романы середины 1920-х — начала 1930-х годов, тяготеющие к жанровой традиции романа воспитания («Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева, «Школа» А. Гайдара, «Матвей Коренистов» А. Бондина, «Человек меняет кожу» Б. Ясенского, «Я люблю» А. Авдеенко), которые «подготовили» универсальную модель соцреалистического романа становлении личности героя, определив во многом его структуру в последующие десятилетия. Установлено, что, вопервых, объединяющим свойством соцреалистических романов о становлении личности становится акцентированный сюжет о трудном детстве протагониста (герой растет в неполной семье, семья не участвует в его воспитании), его побеге из дома и обнаружении им друга, который впервые сообщает герою революционные настроения; его функциональная роль — медиатор на границе двух миров — «старого» и «нового». Во-вторых, одним из обязательных событий, в которых герой принимает участие, становится митинг (стачка) как место проверки героя на идеологическую верность или пространство формирования его взглядов. В-третьих, пограничным событием, разделяющим жизнь героя в нарративе соцреалистического романа, является Октябрьская революция, участие в которой позволяет обрести протагонисту «большую семью». Наконец, нарратив соцреалистического романа воспитания и перевоспитания представляет собой чередование устойчивых мотивов: одиночества, признания ошибок, получения второго шанса, принесения себя в жертву.
Ключевые слова
Об авторах
О. Ю. ОсьмухинаРоссия
Осьмухина Ольга Юрьевна, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы
Саранск
Е. П. Овсянникова
Россия
Овсянникова Екатерина Павловна, исполнитель проекта, отдел сопровождения научных проектов
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бахтин М. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. — Москва : Художественная литература, 1975. — С. 186—237.
2. Бахтин М. М. Теория романа (1930—1961 гг.) / М. М. Бахтин // Собрание сочинений : в 6 т. — Москва : Языки славянских культур, 2012. — Т. 3. — 880 с. — ISBN 978-5-9551-0500-0.
3. Гюнтер Х. Жизненные фазы соцреалистического канона / Х. Гюнтер // Соцреалистический канон / [под общ. ред. Ханса Гюнтера и Е. Добренко]. — Москва : Акад. проект, 2000. — С. 281—288. — ISBN 5-7331-0192-X.
4. Диалектова А. В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи Просвещения / А. В. Диалектова. — Саранск : Издательство СГПИ, 1972. — 38 с.
5. Добренко Е. Поздний сталинизм. Эстетика политики. В 2-х тт. — Москва : Новое литературное обозрение, 2020. — Т. 1. — 712 с. — ISBN 978-5-444-81149-8.
6. Добренко Е. А. Политэкономия соцреализма / Е. А. Добренко. — Москва : Новое литературное обозрение, 2007. — 592 с. — ISBN 5-86793-482-9.
7. Добренко Е. А. Формовка советского писателя. Социальные и эстетические истоки советской литературы / Е. А. Добренко. — Санкт-Петербург : Академический проект, 1997. — 321 с. — ISBN 5-7331-0083-4.
8. Лейдерман Н. Парадоксы «Русского леса» / Н. Лейдерман // Вопросы литературы. — 2000. — № 6. — С. 29—58.
9. Литовская М. А. Социалистический реализм как «образцовый» творческий метод / М. А. Литовская // Филологический класс. — 2008. — №1 (19). — С. 14-21. — ISSN 2071-2405.
10. Литовская М. А. Социалистический реализм как предмет рефлексии постсоветской прозы / М. А. Литовская // Советское прошлое и культура настоящего. — Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2009. — Т. 1. — С. 117—129. — ISBN 978-5-7996-0471-4.
11. Маслова Т. Е. Роман воспитания в творчестве Теккерея 1850-х годов : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.01.03 / Т. Е. Маслова. — Санкт-Петербург, 2002. — 23 с.
12. Осьмухина О. Ю. Специфика преломления традиции романа воспитания в прозе М. Шишкина (на материале «Записок Ларионова») / О. Ю. Осьмухина, И. Р. Куряев // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2016. — № 3. — С. 235—240.
13. Пашигорев В. Н. Роман воспитания в немецкой литературе XVIII—XX веков / В. Н. Пашигорев. — Саратов : Издательство Саратовского университета, 1993. — 142 с. — ISBN 5-292-01027-8.
14. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Москва : Лабиринт, 2000. — 336 с. — ISBN 5-288-01710-7.
15. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки / В. Я. Пропп. — Москва : Лабиринт, 2001. — 192 с. — ISBN 5-87604-152-1.
16. Синявский А. Что такое социалистический реализм / А. Синявский. — Париж : [б. и.], 1988. — 65 с.
17. Соцреалистический канон : сборник статей / ред. X. Гюнтер, Е. Добренко. — Санкт-Петербург : Академический проект, 2000. — 1040 с. — ISBN 5-7331-0192-X.
18. Шалагинов Н. В. Русская литература социалистического реализма и проблема ее генезиса : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Н. В. Шалагинов. — Нижний Новгород, 2006. — 191 с.
19. Castle G. Reading Modernist Bildungsroman / G. Castle. — Gainesville, FL : University Press of Florida, 2006. — 315 p. — ISBN 0-81302-983-X.
20. Gunther H. Education and Conversion : The Road to the New Man in the Totalitarian Bildungsroman / H. Gunther // The Culture of the Stalin Period. Günther H (Ed) ; Studies in Russia and East Europe. — Basingstoke : Macmillan, 1990. — Pp. 193—209.
21. Jakobs J. W. Meister und seine Brüder / J. Jakobs. — München : Fink, 1972. — 332 s. — ISBN 978-3-770-50879-2.
22. Jost F. La tradition du Bildungsroman / F. Jost // Comporative Literature 21. — 1969. — № 2. — Pp. 97—115.
23. Moretti F. The Way of the World : The Bildungsroman in European Culture / F. Moretti. — London : Verso. 1987. — 256 p. — ISBN 0-86091-159-4.
24. Selbmann R. Der deutsche Bildungsroman / R. Selbmann. — Stuttgart : Spectrum Fachverlage GMBH, 1994. — 296 s. — ISBN 978-3-476-12214-8.
25. Swales M. The German Bildungsroman from Wieland to Hesse / M. Swales. — Princeton : Princeton University Press, 1978. — 171 p.
Рецензия
Для цитирования:
Осьмухина О.Ю., Овсянникова Е.П. Специфика структуры Bildungsroman в фазе протоканона соцреализма. Научный диалог. 2024;13(2):321-344. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-321-344
For citation:
Osmukhina O.Yu., Ovsyannikova E.P. Specifics of Bildungsroman Structure in Protocanon Phase of Socialist Realism. Nauchnyi dialog. 2024;13(2):321-344. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-2-321-344