Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Роль педагогического артистизма в повышении уровня школьной толерантности

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-9-227-239

Аннотация

Исследуется влияние артистизма педагога на формирование толерантности в образовательной среде школы. Учитель-актер противопоставляется так называемому «урокодателю» - учителю, считающему себя обязанным только обучать школьников, но не воспитывать их. Проведен анализ современной научной литературы, посвященной педагогическому артистизму. Установлено, что артистичное преподавание делает учащихся (а в какой-то степени и самих учителей) более терпимыми, однако это происходит опосредованно - через положительные эмоции, создание комфортной учебной атмосферы. Выявляется связь между стилем взаимодействия педагога с учащимися и уровнем педагогического артистизма, рассмотрены методы, способствующие развитию данного качества. Исследование представляется особенно актуальным в связи с переходом к инклюзивному образованию, предусмотренным Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Новизна работы заключается в изложении основ авторского теоретико-практического курса «Актерское мастерство в практике школьного учителя» и комментариев к нему, подготовленных одним из соавторов статьи - учителем-практиком с двумя высшими образованиями: педагогическим и актерским. Авторы статьи приходят к выводу, что студентов педагогических специальностей следует обучать артистизму не по системе К. С. Станиславского, а по системам В. Э. Мейерхольда и Б. Брехта.

Об авторах

И. С. Самохин
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Д. О. Романов
ГБОУ «Гимназия «Свиблово»
Россия


Список литературы

1. Литература

2. Брехт Б. Теория эпического театра / Б. Брехт // Театр : Пьесы. Статьи. Высказывания : в 5-ти т. - Москва : Искусство, 1965. - Т. 5. - 566 с.

3. Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности : диссертация.. кандидата педагогических наук / Ж. В. Ваганова. - Тюмень, 1998. - 197 с.

4. Вербицкий А. А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий. - 2013. - Режим доступа : http://psychology_pedagogy.academic.ru/.

5. Даржинова С. В. Формирование толерантности у будущих педагогов средствами художественно-творческой деятельности : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / С. В. Даржинова. - Элиста, 2009. - 280 с.

6. Климычева Ю. Школе нужен учитель-актер [Электронный ресурс] / Ю. Климычева, О. Парамонов // Амурская правда. 30.10.2012. - Режим доступа : http://www.ampravda.ru/2012/10/30/036736.html.

7. Лактионова Е. Б. Психологическая комфортность как фактор идентификации учащихся с педагогами в образовательной среде школы / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. - 2015. - № 177. - С. 30-35.

8. Лемуткина М. Учитель - это прежде всего актер / М. Лемуткина [Электронный ресурс] // MK.ru. - 09.11.2014. - Режим доступа : http://www.mk.ru/social/2014/11/06/uchitel-eto-prezhde-vsego-akter.html.

9. Макаренко А. С. Педагогические работы 1936-1939 / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения в восьми томах. - Москва : Директ-Медиа, 2014. - Т. 4. -566 с.

10. Мейерхольд В. Э. Принципы биомеханики / Запись М. М. Коренева, публикация В. Щербакова // Театральная жизнь. - 1990. - № 2. - С. 26-27.

11. Михеева Е. Г. Формирование педагогического артистизма студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. Г. Михеева. - Самара, 2008. - 269 с.

12. Нигматов З. Г. Инклюзивное образование : история, теория, технологии / З. Г. Нигматов, Д. З. Ахметова, Д. А. Челнокова. - Казань : Познание, 2014. - 220 с.

13. Ожегов С. И. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - 2009. - Режим доступа : http://ozhegova-slovar.ru/description/urokodatel/35661.

14. Платонов Ю. П. Путь к лидерству. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 348 с.

15. Развитие толерантности у учащихся основной школы в условиях российского инклюзивного образования / И. С. Самохин, Н. Л. Соколова, М. Г. Сергеева, Д. О. Романов // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 328-341.

16. Сивоглазов В. Учитель - это актер, и художник, и скульптор… [Электронный ресурс] / В. Сивоглазов // Учительская газета. 21.02.2006 - Режим доступа : http://www.ug.ru/archive/12680.

17. Сорокина Н. И. Развитие коммуникативной рефлексии будущего учителя в образовательном процессе вуза средствами педагогического артистизма : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Н. И. Сорокина. - Благовещенск, 2008. - 176 с.

18. Тюменева Т. С. Артистизм педагога-музыканта в системе его профессиональных компетенций : диссертация.. кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Т. С. Тюменева. - Москва, 2015. - 170 с.

19. Фришман И. И. Развитие лидерских способностей подростков в ходе реализации программ в детском загородном центре / И. И. Фришман // Дополнительное образование и воспитание. - 2007. - № 4. - С. 8-12.

20. Чехов А. П. История одного торгового предприятия / А. П. Чехов // Собрание сочинений в двенадцати томах. - Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1956. - 520 с. - Т. 7 : Повести и рассказы 1888-1891. - С. 83-86.

21. Booker K. C. Likeness, Comfort, and Tolerance : Examining African American Adolescentsʼ Sense of School Belonging / K. C. Booker // Urban Review : Issues and Ideas in Public Education. - 2007. - Vol. 39. - № 3. - Pp. 301-317.

22. Covey S. The Seven Habits of Highly Effective Teens / S. Covey. - New York : Touchstone, 2014. - 288 p.


Рецензия

Для цитирования:


Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г., Романов Д.О. Роль педагогического артистизма в повышении уровня школьной толерантности. Научный диалог. 2017;(9):227-239. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-9-227-239

For citation:


Samokhin I.S., Sokolova N.L., Sergeyeva M.G., Romanov D.O. Role of Pedagogical Artistry in Increasing Level of School Tolerance. Nauchnyi dialog. 2017;(9):227-239. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-9-227-239

Просмотров: 497


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)