Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Проектный подход к реализации метапредметного содержания образования в школе

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-9-240-258

Аннотация

Ассматривается вопрос реализации метапредметного содержания образования в школе в аспекте проектного подхода. Отмечается, что данный подход является одним из эффективных методологических подходов в педагогике для обеспечения достижения обучающимися метапредметного результата образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС ОО). Обосновывается необходимость использования проектного подхода наряду с системно-деятельностным, который является методологической основой ФГОС ОО. Актуальность темы обусловлена, с одной стороны, необходимостью решения задач государственной образовательной политики, отраженных в ФГОС ОО и Профессиональном стандарте педагога общего образования. С другой стороны, в образовательной практике существуют проблемы реализации метапредметного содержания образования в школе (как дидактические, так и методические) в части развития метапредметных умений старшеклассников. Проектный подход рекомендуется авторами статьи к использованию в двух аспектах: в педагогическом проектировании образовательного процесса школьников в цикле предметов социально-гуманитарного образования и в обеспечении проектного содержания деятельности обучающихся. Причем педагогическое проектирование рассматривается на уровне проектной компетентности учителя, а деятельность обучающихся - в категории образовательного проекта. В этом состоит новизна подхода авторов к задаче реализации метапредметного содержания образования в школе.

Об авторах

А. П. Суходимцева
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Россия


М. Г. Сергеева
Российский университет дружбы народов
Россия


Н. Л. Соколова
Российский университет дружбы народов
Россия


Список литературы

1. Литература

2. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия : от действия к мысли / А. Г. Асмолов. - Москва : Просвещение, 2008 - 151 с.

3. Воровщиков С. Г. Развитие универсальных учебных действий : внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения : монография / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - Москва : МПГУ, 2012. - 210 с.

4. Громыко Ю. В. Проектное сознание / Ю. В. Громыко. - Москва : Институт учебника «Paideia», 1997. - 660 с.

5. Лазебникова А. Ю. Государственная итоговая аттестация по обществознанию : первые результаты / А. Ю. Лазебникова // Оценка качества образования. - 2008. - № 2. - С. 30-40.

6. Новиков А. М. Методология образования / А. М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2006. - 488 с.

7. Новиков А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей / А. М. Новиков. - Москва : Эгвес, 2011. - 208 с.

8. Об утверждении …, 2013 - Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (ред. от 05.08.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/983438/.

9. Пассов Е. И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. - Москва : Русский язык. Курсы, 2010. - 568 с.

10. Педагогический словарь : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. И. Загвязинский [и др.] ; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф Закировой. - Москва : Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

11. Суходимцева А. П. К проблеме конкурентоспособности педагогов на российском рынке труда / А. П. Суходимцева // Профессиональное образование и рынок труда. - 2015. - № 5 / 6 - С. 24-26.

12. Суходимцева А. П. Метапредметный подход в образовании в России и Болгарии / А. П. Суходимцева, М. Г. Сергеева // Актуальные вопросы психологии и педагогики : сборник статей II Международной научно-практической конференции 12 октября 2016 г., г. Пенза. - Пенза : Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2016. - С. 39-42.

13. Суходимцева А. П. Обновление методов обучения в аспекте методологии учебной деятельности / А. П. Суходимцева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2017. - № 6. - С. 39-43.

14. Суходимцева А. П. Организация деятельности учителя в категории педагогического проекта / А. П. Суходимцева, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Гуманизация образования. - 2017. - № 2. - С. 62-66.

15. Суходимцева А. П. Проблема метапредметности в образовании в условиях сохранения предметного обучения / А. П. Суходимцева // Материалы международной научно-практической конференции «Психология и педагогика в образовательной и научной среде» 17 сентября 2016 г., г. Сургут. - Уфа : Агентство международных исследований, 2016. - С. 127-135.

16. Теория и практика метапредметного образования : поиски решения проблем (книга, написанная учителями ко Дню Учителя по мотивам «Основы педагогики. Введение в прикладную философию» Сергея Иосифовича Гессена) / С. Г. Воровщиков [и др.]. - Москва : «5 за знания», 2017. - 364 с.

17. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования : как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - № 1. - Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm.

18. Adams A. Cooperative learning effects on the classroom : masters dissertation of arts in education at Northern Michigan University [Electronic resource] / A. Adams. - Michigan, 2013. - Access mode : http://www.nmu.edu/education/sites/DrupalEducation/files/UserFiles/Adams_Anthony_MP.pdf.

19. Gevurkova E. A. Integrative Strategies For Teaching And Learning As A Renewal Of School Education / E. A. Gevurkova, I. Yu. Sinelnikov, A. P. Sukhodimtseva // International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), 7-8 June 2017, Moscow, Russia. - Moscow, 2017. - Pp. 286-294. DOI : dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.35.

20. Holbrook J. Supplementary Teaching Materials / J. Holbrook, M. Rannikmae // International Journal of Environmental & Scienc Education. - 2009. - Vol. 4. № 3. - Рр. 275-288.

21. Johnson D. W. Cooperation and competition : Theory and practice / D. W. Johnson, R. T. Johnson. - Edina, MN : International Book Company, 1989.

22. Paterson J. Teaching Literacy Across the Curriculum / J. Paterson // Middle Ground. - 2007. - Vol. 10. № 4. - Рp. 12-14.

23. Sergeeva M. G. Metasubject Abilities Development In Upper Secondary School Students As A Pedagogical Problem / M. G. Sergeeva, I. Yu. Sinelnikov, A. P. Sukhodimtseva // International Conference “Education Environment for the Information Age” (EEIA-2017), 7-8 June, 2017, Moscow, Russia. - Moscow, 2017. - Pp. 531-539. DOI : dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.62.


Рецензия

Для цитирования:


Суходимцева А.П., Сергеева М.Г., Соколова Н.Л. Проектный подход к реализации метапредметного содержания образования в школе. Научный диалог. 2017;(9):240-258. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-9-240-258

For citation:


Sukhodimtseva A.P., Sergeyeva M.G., Sokolova N.L. Project Approach to Implementation of Interdisciplinary Content of Education at School. Nauchnyi dialog. 2017;(9):240-258. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2017-9-240-258

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)