Зоны риторических рисков в медиатекстах турбулентного времени
https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-4-132-151
Аннотация
Понятие риторического риска вводится и актуализируется в русле концепции риторического декодирования текста, направленной на изучение механизмов эффективного текстообразования. Особую значимость феномен текстовой эффективности приобретает в турбулентные периоды человеческого существования. Материалом исследования выступает корпус медиатекстов, созданных в период пандемии COVID-19 и в апреле 2024 года во время разрушительного наводнения на Южном Урале и в Западной Сибири. Цель статьи — определение зон риторических рисков текста и выявление их индикаторов. В соответствии с методологическими принципами лингвориторической реконструкции выделены зоны риторических рисков текста: инвентивная, диспозитивная и элокутивная. Индикаторами инвентивной зоны выступают имплицитность практического целеполагания субъекта речи, а также ортодоксальность выдвинутого тезиса. Индикаторы диспозитивной зоны рисков: одноплановость аргументации; избыточность статистических данных, используемых в качестве аргументов; частотность связанных рассуждений. Элокутивная зона риторических рисков складывается вследствие игнорирования говорящим такого значимого для турбулентного времени коммуникативного критерия, как диалогичность. Результаты исследования могут найти широкое профессиональное применение — от образовательной деятельности до массмедийной и лингвоэкспертной практик.
Об авторе
Л. A. МоринаРоссия
Морина Людмила Александровна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра филологии факультета гуманитарного образования
Новосибирск
Список литературы
1. Анисимова Т. В. Современная деловая риторика / Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон. — Москва : МПСИ, 2004. — 432 с. — ISBN 5-89502-632-Х.
2. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики / Н. А. Безменова. — Москва : Наука, 1991. — 215 с. — ISBN 5-02-011087-6.
3. Голышкина Л. А. Риторика декодирования : теоретико-методологическое обоснование научного направления / Л. А. Голышкина // Научный диалог. — 2020. — № 5. — С. 9—24. — DOI: 10.24224/2227-1295-2020-5-9-24.
4. Гордон Д. Постулаты речевого общения / Д. Гордон, Дж. Лакофф // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика. — Москва : Прогресс, 1985. — Выпуск XVI. — С. 276—306.
5. Дейк ван Т. А. Когнитивные модели этнических ситуаций / Т. А. ван Дейк // Язык. Познание. Коммуникация. — Изд. 2-е. — Москва : ЛЕНАНД, 2015. — С. 161—189. — ISBN 978-5-9710-1387-7.
6. Дускаева Л. Р. Векторы праксиологического анализа в медиалингвистике / Л. Р. Дускаева // Медиалингвистика. — 2019. — Т. 6. — № 1. — С. 4—18. — DOI: 10.21638/spbu22.2019.101.
7. Земская Ю. Н. Основы общей риторики / Ю. Н. Земская, И. Ю. Качесова, Н. В. Панченко, А. А. Чувакин. — Барнаул : Изд-во Алтайского университета, 2000. — 110 с. — ISBN 5-7904-0132-5.
8. Золотова Г. А. Коммуникативная грамматика русского языка / Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова. — Москва : Ин-т рус. яз. РАН им. В. В. Виноградова, 2004. — 544 с. — ISBN 5-88744-050-3.
9. Ивин А. А. Риторика: искусство убеждать / А. А. Ивин. — Москва : ФАИРПРЕСС, 2003. — 304 с. — ISBN 5-8183-0390-Х.
10. Катышев П. А. Риторизованное взаимодействие / П. А. Катышев // Риторика : учебно-методический комплекс для студентов гуманитарных факультетов. — Кемерово : КемГУ, 2002. — С. 123—140. — ISBN 5-8154-0060-2.
11. Кормилицына М. А. Риторическая организация речи (адресованность речи) / М. А. Кормилицына // Хорошая речь / Под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. — Изд. 2-е. — Москва : Изд-во ЛКИ, 2007. — С. 211—222. — ISBN 978-5-382-00205-7.
12. Кронгауз М. А. Screenlife в эпоху карантина / М. А. Кронгауз // Коммуникативные исследования. — 2020. — № 4. — С. 735—744. — DOI: 10.24147/2413-6182.2020.7(4).735-744.
13. Морина (Голышкина) Л. А. Ментальный текст-образец как ориентир риторического декодирования / Л. А. Морина (Голышкина) // Когнитивные исследования языка. Когниция, культура, коммуникация в современных гуманитарных науках. — Москва ; Тамбов ; Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2022. — Выпуск 3 (50). — С. 305—308. — ISBN 978-5-7782-4730-7.
14. Осадчий М. А. Русский язык в судебном процессе : Книга для судебных лингвистов-экспертов, журналистов, политиков, специалистов по рекламе и PR. — Изд. 2-е, стереотип / М. А. Осадчий. — Москва : ЛЕНАНД, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-9710-7519-6.
15. Падучева Е. В. Эгоцентрические единицы языка / Е. В. Падучева. — Изд. 2-е. — Москва : ИД ЯСК, 2019. — 440 с. — ISBN 978-5-907117-23-5.
16. Полулях Д. С. Турбулентность как характеристика современного миропорядка / Д. С. Полулях // Политическая наука. — 2017. — Спецвыпуск. — С. 245—260.
17. Рождественский Ю. В. Теория риторики / Ю. В. Рождественский. — Изд. 2-е, испр. — Москва : Добросвет, 1997. — 482 с. — ISBN 5-7913-0031-8.
18. Сиротинина О. Б. Основные критерии хорошей речи / О. Б. Сиротинина // Хорошая речь / Под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. — Изд. 2-е, испр. — Москва : Издательство ЛКИ, 2007. — С. 16—28. — ISBN 978-5-382-00205-7.
19. Снук Хенкеманс Ф. Структуры аргументации / Ф. Снук Хенкеманс // Важнейшие концепции теории аргументации. — Санкт-Петербург : Филологический факультет СПбГУ, 2006. — С. 123—161. — ISBN 5-8465-0396-9.
20. Ухова Л. В. Теоретические проблемы исследования эффективности рекламного текста : диссертация … доктора филологических наук : 10.02.19 / Л. В. Ухова. — Ярославль, 2013. — 452 с.
21. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности / Ю. Хабермас // Вопросы философии. — 1989. — № 2. — C. 35—40.
22. Grice H. P. Logic and Conversation / H. P. Grice // Syntax and Semantics. — New York : Academic Press, 1975. — Vol. 3. — Pр. 41—58.
23. Leech G. N. Principles of Pragmatics / G. N. Leech. — Lоndon : Longman, 1983. — xii, 250 p. — ISBN 0582551102.
Рецензия
Для цитирования:
Морина Л.A. Зоны риторических рисков в медиатекстах турбулентного времени. Научный диалог. 2024;13(4):132-151. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-4-132-151
For citation:
Morina L.A. Rhetorical Risk Zones in Mediatexts of Turbulent Times. Nauchnyi dialog. 2024;13(4):132-151. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-4-132-151