Preview

Научный диалог

Расширенный поиск

Медиапрезентация тьюторства как феномена педагогического дискурса

https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-172-195

Аннотация

Целью исследования является изучение медиарепрезентации тьюторства как феномена педагогического дискурса. Анализ тематического корпуса текстов показывает, что импортируемый концепт ТЬЮТОРСТВО приобретает новые концептуальные признаки, отражающие лингвокультурную специфику его осмысления в русскоязычном медийном пространстве. Установлены отличительные черты медиапрезентации концептуального образования ТЬЮТОР в сравнении с традиционными педагогическими профессиями и его определением в профессиональном стандарте. Показано, что в русскоязычном медийном дискурсе тьюторство воспринимается профессиональным дискурсивным сообществом как профессия будущего, которая призвана сформировать личность способную ответить на глобальные вызовы современности. Выявлены оценочные признаки феномена ТЬЮТОРСТВО, отражающие его восприятие профессиональным дискурсивным сообществом и широкой читательской аудиторией. В первом случае преобладает положительная оценочность, образованная признаками ‘помощь’, ‘сопровождение’; во втором случае появляются отрицательные оценочные признаки, связанные с недоверием к тьюторству. Представлены образноперцептивные характеристики тьюторства, выраженные метафорическими стратегиями, основанными на областях-источниках «Спорт», «Путь» и «Природа». Изучение феномена «тьюторство» указывает на значимость дискурсивного фактора в изучении концепта.

Об авторе

А. Д. Ефимова
Волгоградский государственный университет; Государственный гуманитарно-технологический университет
Россия

Ефимова Анна Дмитриевна - кандидат филологических наук младший научный сотрудник кафедры теории и практики перевода и лингвистики; доцент кафедры английского языка

Волгоград; Орехово-Зуево



Список литературы

1. Баранов А. Н. Дескрипторная теория метафоры / А. Н. Баранов. — Москва : Языки славянской культуры, 2014. — 632 с. — ISBN 978-5-9905856-7-6.

2. Беляков М. В. Лингвоаксиология и лингвосемиотика дипломатического дискурса : на материале открытой профессиональной дипломатии : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 5.9.8 / Михаил Васильевич Беляков. — Москва, 2023. — 48 с.

3. Болдырев Н. Н. Интерпретационный потенциал концептуальной метафоры / Н. Н. Болдырев // Когнитивные исследования языка. — 2013. — Выпуск 15. — С. 12—21.

4. Карасик В. И. Лингвокультурные характеристики педагогического дискурса / В. И. Карасик // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия : Филология. Теория языка. Языковое образование. — 2023. — № 2 (50). — С. 118— 129. — DOI: 10.25688/2076-913X.2023.50.2.10.

5. Карасик В. И. Ценности как культурно значимые ориентиры поведения / В. И. Карасик // Гуманитарные технологии в современном мире. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. — Калининград : Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. — С. 22—25.

6. Карасик В. И. Языковое проявление личности / В. И. Карасик. — Москва : Гнозис, 2015. — 382 с. — ISBN 978-5-94244-055-8.

7. Китанина Э. А. Прагматика иноязычного слова в русском языке : автореферат диссертации ... доктора филологических наук : 10.02.01 / Элла Анатольевна Китанина. — Краснодар, 2005. — 40 с.

8. Кондратьева О. Н. «Словарь политических терминов в СМИ» как новый лексикографический продукт / О. Н. Кондратьева // Вестник Томского гос. ун-та. Сер. Филология. — 2016. — № 6 (44). — С. 38—49.

9. Кондратьева О. Н. Стратегии медиатизации юридических концептов в российских массмедиа XXI века (на примере концепта ЛЕГИТИМНОСТЬ) / О. Н. Кондратьева, Ю. С. Игнатова // Научный диалог. — 2021. — № 3. — С. 69—85. — DOI: https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-3-69-85.

10. Крысин Л. П. Слово в современных текстах и словарях : очерки о русской лексике и лексикографии [Электронный ресурс] / Л. П. Крысин. — 2008. — Режим доступа : https://studfile.net/preview/2958204/ (дата обращения 05.03.2024).

11. Кузина М. А. Заимствования в современном английском языке в эпоху глобализации : монография / М. А. Кузина. — Москва : МПГУ, 2022. — 240 с. — ISBN 978-5- 4263-1070-4.

12. Радбиль Т. Б. Языковое воплощение ценностей в медиадискурсе интернета по данным корпусного анализа репрезентативных контекстов (лексема по-хорошему) / Т. Б. Радбиль // Научный диалог. — 2023. — Т. 12. — № 6. — С. 170—189. — DOI: 10.24224/2227-1295-2023-12-6-170-189.

13. Чиркова Н. В. «Тьютор» versus «учитель»? / Н. В. Чиркова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — Выпуск 2 (80). — С. 38—41.

14. Antonova T. G. Social Conflict through Conceptual Metaphor in Media Discourse / T. G. Antonova // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2014. — Vol. 154. — Pp. 368—373. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.10.165.

15. Bednarek M. Evaluation in Media Discourse : Analysis of a Newspaper Corpus (Corpus and Discourse) / M. Bednarek. — London : Continuum, 2006. — 235 p. — ISBN 082649126X.

16. Ilbury Ch. Discourses of social media amongst youth : An ethnographic perspective / Ch. Ilbury // Discourse, Context & Media. — 2022. — Vol. 48. — Pp. 1—9. — DOI: https://doi.org/10.1016/j.dcm.2022.100625.

17. Lakoff G. Metaphors We Live By [Text] / G. Lakoff, М. Johnson. — London : University of Chicago Press, 2003. — 250 р.

18. Kochetova L. A. Linguocultural Specifics of Artificial Intelligence Representation in the English Language Media Discourse : Corpus-Based Approach / L. A. Kochetova // Science Journal of Volgograd State University. Linguistics. — 2023. — Vol. 22. — № 5. — Pp. 6—18. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.5.1.

19. Talbot M. Media Discourse : Representation and Interaction / M. Talbot. — Edinburgh : Edinburgh University Press, 2007. — 208 p. — ISBN 0748623485.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимова А.Д. Медиапрезентация тьюторства как феномена педагогического дискурса. Научный диалог. 2024;13(7):172-195. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-172-195

For citation:


Efimova A.D. Media Representation of Tutoring as a Phenomenon of Pedagogical Discourse. Nauchnyi dialog. 2024;13(7):172-195. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2024-13-7-172-195

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-756X (Print)
ISSN 2227-1295 (Online)